Стр. 51 - BDM_01-02_2015

Упрощенная HTML-версия

предположить, что большинство бан-
ков, до которых по каким-то причи-
нам пресса не добралась, проводили
аналогичную политику. Так, газета
«Известия» со ссылкой на Объеди-
нённое кредитное бюро сообщила, что
в III квартале 2014 года доля выдан-
ных займов от общего количества по-
ступивших запросов в банки и микро-
финансовые организации составила
всего 5,3%. Таким образом, отклоне-
но было почти 95% заявок граждан,
а одобрен только каждый 20-й кредит.
В результате, по данным ЦБ, темп
прироста потребительских кредитов
за 11 месяцев прошлого года снизил-
ся вдвое по сравнению с аналогичным
показателем предыдущего периода —
13,7% против 26,2%. А динамика не-
обеспеченного кредитования замед-
лилась чуть не в три раза — до 10,1%
против 29,2%.
Кредитование реального секто-
ра, напротив, чуть не вдвое увели-
чилось — 24,6% против 13%. Надо
полагать, что статистику «сделали»
крупнейшие российские компании,
в основном сырьевые, вынужденные
вернуться за займами в родные пена-
ты, после того как перед ними захлоп-
нулись двери зарубежных банков.
К тому же большой вопрос — сколько
в этой статистике спрятано реструк-
турированных кредитов.
Но как бы то ни было, данные на
1 декабря — а это самая свежая стати-
стика — это уже данные из прошлой
жизни. Рукописи, найденные в Сара-
госе.
О том, что происходило в декабре
и январе, можно судить по косвенным
признакам. Но они весьма красноре-
чивы.
Итак, ставки по кредитам подско-
чили (в среднем) до 20% — для перво-
классных заёмщиков, до 25-30% —
Д
окапитализация — очень важ-
ный инструмент антикризис-
ной политики. Но она не является
решением всех проблем: она может
способствовать либо «математиче-
скому» улучшению баланса, либо
возможности списывать убытки на
капитал. Проблема недостатка капи-
тала — вещь эфемерная. Банки гро-
хаются не потому, что капитал низ-
кий, а от недостатка ликвидности.
Смысл регулирования системы
с помощью влияния на капитал —
скорее теоретический. К тому же
предложенным механизмом могут
воспользоваться только очень круп-
ные банки. И для некоторых из них
такая докапитализация — возмож-
ность залезть в карман государству
и закрыть дыры, которые возникли по
причинам, не связанным с кризисом.
А идея контрциклических мер
регулятора и правительства должна
состоять не в том, чтобы поддер-
жать 25 банков, а в том, чтобы дать
глотнуть воздуха всей банковской
системе. Это, во-первых, дать шанс
стабилизировать пассивы — глав-
ным образом, используя инструмент
ключевой ставки. Во-вторых, дать
возможность продолжать работать
с «хорошими» заёмщиками (не по
отчётности, а по сути «хорошими»),
которые в одночасье превратились
в «плохих» (именно объективно —
по причине кризиса, а не по другим
причинам). А для этого надо ввести
регулятивные послабления и в части
классификации кредитов по груп-
пам и требований по резервирова-
нию, и путём либерализации отно-
шения к реструктуризации. Плюс
замораживание внедрения требова-
ний Базеля III. Введение этих мер не
требует вливания государственных
средств.
Пакет таких либеральных мер
окажет более эффективное воздей-
ствие на банковскую систему в це-
лом, нежели точечная докапитализа-
ция. Если эти меры не задействовать,
то тогда уж нужно не просто дока-
питализацию проводить, а на госу-
дарственные деньги покупать весь
банковский сектор.
Павел
САМИЕВ
Генеральный
директор
«Эксперта РА»
ДАТЬ ГЛОТНУТЬ ВОЗДУХА
ВСЕМ БАНКАМ
ДОЛЯ НЕПОГАШЕННЫХ ССУД, ПО КОТОРЫМ СРОК ПЛАТЕЖА
НАСТУПИЛ В ОТЧЁТНОМ ПЕРИОДЕ, В ОБЩЕМ ОБЪЁМЕ ССУД,
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, %
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
51
АНАЛИЗ:
ОБЗОР