Стр. 28 - BDM_03_2015

Упрощенная HTML-версия

Выполнение этих условий, и прежде
всего первого (уход Украины под
зонтик НАТО — это прямая угроза
национальной безопасности Рос-
сии), привело бы к стабилизации
ситуации на Донбассе и сохране-
нию территориальной целостности
страны.
Однако переходная админи-
страция во главе с Турчиновым
и Яценюком от имени всех граж-
дан страны отказалась рассматри-
вать предложения России. А заод-
но и вести какие-либо переговоры
с протестующим населением вос-
точных регионов Украины. Вместе
с евроинтеграцией был взят курс на
вооружённое подавление Донбасса
и разрыв отношений с Российской
Федерацией. Россия была объявле-
на агрессором. В подкрепление этой
позиции Украина заявила о выходе
из состава СНГ и обратилась за ста-
тусом особого военного партнёра
НАТО и союзника США.
Настойчивость и поспешность,
с которыми совершались эти шаги,
со всей очевидностью говорят
о преследуемых целях: слишком уж
нелепыми выглядят воинственные
амбиции по отношению к соседу,
располагающему вторым в мире
военным потенциалом. И вся беда
Украины в том, что инструмен-
том к достижению истинных це-
лей пришедших к власти полити-
ков является гражданская война,
разрушение государственности
и экономики, создание долговой
ямы для народа и его потомков.
А публичной мотивацией обще-
ства и символом будущих побед
стала декларация безальтернатив-
ной интеграции в Европу. Отсюда
и «странная война»: об агрессоре
трубит весь мир, но дипломатиче-
ские посольства исправно работа-
ют и в Москве, и в Киеве, а Украина
изо всех сил втягивает россиян на
свою территорию — в расчёте на
ответное введение войск союзного
Запада.
Союзники, однако, пока не торо-
пятся, предпочитая ограничиваться
нелетальным оружием, а также по-
литическим и экономическим дав-
лением на Россию. Таким образом,
на долю граждан Украины достался
худший из всех возможных вариан-
тов: воевать на Юго-Востоке и при
этом как-то жить, а точнее — выжи-
вать в своей стране.
ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА
По данным Комитета по государ-
ственной статистике и Нацбанка
Украины, ВВП начал устойчиво
падать со II квартала прошлого
года и к январю 2015-го снизил-
ся на 15,2%. Это потеря примерно
$27 миллиардов в ценах 2013 года.
Доходы населения и соответ-
ственно внутренний платёжеспо-
собный спрос упали на 9%. Спад
производства достиг 21,6% в годо-
вом исчислении. Инфляция к фев-
ралю 2015-го составила 28,5% в го-
довом исчислении. Тарифы на тепло,
воду, электроэнергию, газ к концу
2014 года выросли на 32,6%, услуги
здравоохранения — на 26,5%.
Торговый и платёжный балансы
к концу 2014 года несколько улуч-
шились за счёт превышения темпов
падения импорта над экспортом:
37 и 14,4%. Но отрицательное саль-
до сведённого баланса составило
$4,9 миллиарда. В 2013 году было
+$1,5 миллиарда. Падение — в че-
тыре с лишним раза.
Внешний долг страны на начало
декабря составил $135,891 миллиар-
да (ВВП за три квартала — пример-
но $93 миллиарда в текущих ценах).
Государственный внешний долг —
$29,569 миллиарда. В сумме с гаран-
тированным государством долгом
он составил 71,5% ВВП. Золотова-
лютные резервы к февралю 2015-го
сократились с $17,5 до $6,4 милли-
арда. Национальная валюта к концу
нынешнего февраля упала по отно-
шению к доллару США в 4 раза.
ЛОГИКА НОВОЙ ВЛАСТИ
В мае 2014-го страна получила за-
конно избранного президента Пе-
тра Порошенко, который сразу же
после выборов начал активную бо-
евую фазу антитеррористической
операции на Юго-Востоке. В октя-
бре прошли парламентские выбо-
ры, завершившие формирование
структуры новой власти: новый
президент, парламент с мощной,
поддерживающей его коалицией
и скромной оппозицией, а также
новое правительство.
Однако ни установку на войну,
ни падение экономики не удалось
переломить — оба эти вектора толь-
ко усилились. Нормальный человек,
полагаю, никак не сможет объяс-
нить столь удивительное поведение
людей, которым удалось возглавить
не самую маленькую страну в Евро-
пе, с очень даже неплохим эконо-
мическим потенциалом. Но тайны
здесь нет. Все объяснения можно
найти в программных документах
новой власти.
Наиболее содержательный из
них — коалиционный договор. В его
первом же разделе — «Реформа си-
стемы национальной безопасности
и обороны» — отменяется внебло-
ковый статус и закрепляется при-
оритетность получения членства
в блоке НАТО. Также предусматри-
вается резкое увеличение финанси-
рования обороны, восстановление
суверенитета на территориях, где
утрачен государственный контроль
(Донбасс и Крым), реформирование
системы мобилизации.
План действий кабинета ми-
нистров Украины ещё конкретнее
подходит к обустройству жизни
в 2015–2017 годах. Первым пунктом
в разделе «Цели» стоит: «Остано-
вить агрессию России и восста-
новить суверенитет и террито-
риальную целостность страны».
Учитывая, что ни в этом плане, ни
в других принятых новой властью
документах не предусматривается
возможность дипломатического
или какого-либо иного мирного
урегулирования конфликта с про-
российски настроенным населени-
ем Донбасса и Крыма, можно сде-
лать вывод: правительство твёрдо
28
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАРТ 2015
БЕЗ ГРАНИЦ