БДМ:
Сегодня много говорят о том, что
начало XXI века стало для книгоиз-
дания и книжной торговли временем
исторического слома, обусловленного
не только технологическими измене-
ниями самой книги, но и психологии
восприятия печатного текста в це-
лом — под влиянием клипового созна-
ния. Как вы считаете, что ждёт книж-
ный мир в грядущие десятилетия?
Я бы не стал употреблять слово «слом».
На мой взгляд, уместнее говорить
о революционном изменении, срав-
нимом с появлением книгопечатания.
Вы только представьте себе, как реаги-
ровали на появление печатного станка,
к примеру, монахи-писцы, для которых
переписывание рукописей было смыс-
лом жизни. Книга стоила столько, что
само её наличие в доме было свидетель-
ством зажиточности. И вдруг в одно-
часье доступ к книгам получили люди,
ранее об этом и не мечтавшие. Более
того, получили возможность увидеть
свет сочинения, которые прежде про-
сто не имели на это никаких шансов!
Сейчас мы видим схожую картину.
Теперь о клиповом мышлении.
На мой взгляд, эта опасность сильно пре-
увеличена, и само выражение уже стало
этакой пугалкой, которую используют
в самых разных целях. Если быдело было
тольковклиповоммышлении, топадение
интереса к чтениюипадение тиражей со-
провождалось бы и изменением попу-
лярности литературных форм. По идее,
всё популярнее становилась бы короткая
форма — рассказы, повести. Но — нет.
Если посмотреть на планы издательств
ирейтингипродаж, мыувидимв лидерах
романы. Ине просто романы, а книжные
сериалы, рассчитанные на погружение
читателя в мир, созданный автором.
Делать прогнозы, тем более на де-
сятилетия, я не берусь. Слишком бы-
стро сегодня развиваются технологии,
и слишком непредсказуемо они влия-
ют на общество. Кто мог 10 лет назад
сказать, что социальные сети будут
настолько влиять на распространение
информации? Думаю, даже их создате-
ли не до конца понимали, как их можно
использовать. Я уверен: классическая
бумажная книга останется. Возможно,
изменится её место как товара, рыноч-
ная значимость, но как культурное яв-
ление она не пропадёт.
Безусловно, будут развиваться и ме-
няться электронные тексты и устрой-
ства для их чтения. В массовом созна-
нии будет всё сильнее размываться
граница между бумажной и электрон-
ной книгой, и на первый план будет вы-
ходить именно текст, его значимость.
Думаю, скоро начнётся новый виток
издательских проектов, в которых текст,
книга, будут одной из составляющих
взаимодействия с потребителем. Самый
очевидный вариант — беллетризация
компьютерных игр, продвижение экра-
низированных произведений. Но сегод-
ня технологиии совершенствование ме-
тодов маркетинга позволяют создавать
всё более интересные с точки зрения
вовлечения потребителей проекты.
Сейчас я говорю исключительно
орыночныхмеханизмахиролитекстана
рынке, но не будем забывать, случается
и так, что произведение, задуманное ис-
ключительно как коммерческое, обрета-
ет серьёзнуюхудожественнуюценность.
БДМ:
Как менялась и меняется Мо-
сковская международная книжная
ярмарка вместе с изменением отно-
шения к книге вообще и переменами
в самом обществе?
Любая выставка — живой организм.
Это уже шаблон, но мысль от того не
стала менее правильной. Более того,
любая выставка ещё и очень зага-
дочный организм. Он может впасть
в спячку, даже, кажется, умереть, а по-
том — вдруг возродиться.
Книжные выставки-ярмарки сейчас
проходят, намойвзгляд, этап «куколки».
Когда кокон уже отслужил своё ина свет
появляется нечто новое и неожиданное.
Мы с вами присутствуем как раз при та-
ком процессе. В очень консервативном
книжном деле происходят революцион-
ные изменения, и организаторы выста-
вок пробуют самые разные новые фор-
маты для того, чтобы не просто успеть
за этими изменениями, но и показать их
наиболее интересным образом.
Выставки становятся всё более тех-
нологичными, всё чаще мы видим возле
стендов людей с букридерами, смарт-
фонами, но все они интересуются, как
и много лет назад, любимыми книгами!
И это, на мой взгляд, прекрасно. Яркий
пример такогоизменения—мартовская
выставка-ярмарка «Книги России», ко-
торая в этом году проходит с 25 по 29
марта в 69-мпавильоне ВДНХ. Заплани-
рован целый ряд мероприятий, посвя-
щённых использованию современных
технологий в книгоиздании. Мы предо-
ставляем площадку очень интересным
онлайновым проектам для читателей
и издателей. Намечены круглые столы,
дискуссии для специалистов книгоиз-
дания о роли высоких технологий в раз-
витии нашей отрасли. Как организато-
ры, мы видим растущий интерес к этой
сфере со стороны издательств. Причём
речь не о «монстрах», которые могут
позволить себе большие рекламные
и маркетинговые бюджеты. Нет — воз-
можности Интернета оценили как раз
небольшие издательства, которые ста-
раются выйти к своим потенциальным
покупателям напрямую. С другой сто-
роны, многие интернет-проектыпросто
немогут нормальножить без качествен-
ного контента. И вот сейчас происходит
такое взаимное прощупывание и поиск
взаимовыгодных и интересных форм
сосуществования и сотрудничества.
БДМ:
Меняются ли сами люди, приходя-
щие на выставку, цели их посещения?
Наша аудитория, с одной стороны, ме-
няется по мере развития и изменения
книжного дела, с другой — она та же,
что и 30 лет назад. С одной стороны, со-
вершенно другая в плане технического
оснащения, в плане восприятия инфор-
мации молодёжь, люди XXI века, с дру-
гой — всё те же книголюбы! Люди, для
которых книга — образ жизни. Знаете,
я на протяжении многих лет наблю-
даю за посетителями. Если на выставке
есть родители и бабушки с маленькими
детьми, значит, всё в порядке. На по-
следних выставках таких посетителей
стало даже больше, чем лет семь назад.
И это внушает мне оптимизм.
Цели, с которыми люди приходят
на ярмарку, не изменились. Люди хотят
узнать о книжных новинках, увидеть
МАРТ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
85
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ