Абаза, видный музыкальный деятель
Матвей Юрьевич Виельгорский, ди-
ректор Русского музыкального обще-
ства Николай Григорьевич Рубинштейн
и Эдуард Леонтьевич Лангер, основате-
лиМосковской консерватории, историк
музыки Николай Дмитриевич Каш-
кин…Позднее, с середины1890-х годов,
в России, можно сказать, начался «сере-
бряный век Вагнера», который длился
вплоть до начала Первой мировой вой-
ны. Тогда Вячеслав Иванов и Александр
Блок, Андрей Белый и Валерий Брюсов,
Николай Рерих и Александр Бенуа не
мыслили дальнейшего развития рус-
ского искусства без Вагнера. Современ-
ный «ренессанс» Вагнера, конечно же,
связан с именем Валерия Абисаловича
Гергиева.
БДМ:
Вы много ездили по замкам Ба-
варии, возведённым когда-то по рас-
поряжению короля Людвига II. Что из
увиденного произвело на вас самое
сильное впечатление и почему?
Бавария—вообще удивительное место.
Можно сказать, сказочное. Очарование
Баварских Альп, чистейших горных
озёр и вековых еловых лесов так и на-
страивает на романтический лад. А
замки Людвига II настолько органично
вписались в природу Баварии, что ка-
жутся сегодня неотъемлемой её частью.
Красота архитектурных сооружений, то
есть творения рук человеческих, встала
наравне с нерукотворной природной
красотой. Это не может не впечатлять…
Бавария обязана Людвигу II тремя двор-
цами, представляющими собой в пол-
ном смысле слова шедевры зодческого
искусства. Это наиболее известный из
них величественный Нойшванштайн,
построенный в горах над пропастью на
высоте 1008 метров, очаровательный
уютный Линдерхоф, стоящий также
в горах недалеко от австрийской грани-
цы, и, наконец, «баварский Версаль» на
острове Херренинзель на озере Кимзее.
Каждый из них воплотил один из глав-
ных идеалов своего создателя: Нойш-
ванштайн стал символомсредневековой
рыцарской романтики, Линдерхоф —
памятником двум кумирам Людвига
II: Людовику XIV и Рихарду Вагнеру,
а Херренкимзее — олицетворением
абсолютной королевской власти. Эти
замки, посещаемые в год миллионами
туристов, дают в бюджет Баварии наи-
более стабильный доход по сравнению
с другими финансовыми притоками.
Благодаря своему королю Бавария те-
перь могла бы существовать только
лишь за счёт туристического бизнеса!
Парадоксально, но можно сказать, что
Людвиг, вопреки всем обвинениям, не
разорял казну своей страны, а «инве-
стировал капитал в будущее», благо-
даря чему казна теперь не только давно
вернула долги короля, но и получает
колоссальные «проценты» от этих ин-
вестиций. Жаль только, что оценить
эту грандиозную «финансовую опера-
цию» по достоинству могут лишь далё-
кие потомки, а современники не хоте-
ли терпеть лишения во имя «светлого
будущего».
БДМ:
Действительно ли можно на-
звать короля Людвига последним
королём-романтиком Европы?
А может быть, и единственным ис-
тинным венценосным романтиком
за всю историю?
Не только можно, но даже нужно.
Чаще всего его представляют «безум-
ным» королём. Но если это и безумие,
то безумие Дон Кихота! Наивная вера
в чудо или любые идеальные и возвы-
шенные мечтания навсегда изгнаны из
мировоззрения современного челове-
ка и вряд ли когда-нибудь вернутся
в наши сердца. Но вот неосознанная,
загнанная глубоко в подсознание
своеобразная ностальгия по этим по-
нятиям у нас осталась. Нам очень не
хватает в жизни волшебства, красо-
ты и рыцарской веры в незыблемость
высоких идеалов. А Людвиг II во всё
это верил до самого своего трагиче-
ского конца. Средневековый рыцарь
в царстве циничной корысти, тонко
чувствующий романтик в сетях при-
землённого материализма, абсолют-
ный монарх Средневековья на троне
маленькой Баварии, он не только са-
мая загадочная, но, пожалуй, и самая
трагическая фигура XIX века. В про-
тивовес его кумиру Людовику XIV,
которого называли «Король-Солнце»,
Людвиг II стал, с лёгкой руки Гийома
Аполлинера, «Королём-Луной». И это
закономерно: Людовик XIV—расцвет
абсолютизма, Людвиг II — даже не за-
кат, не «сумерки богов», а уже, можно
сказать, «ночь монархии». Поэтому
он — и последний, и единственный.
Кстати, современные баварцы бо-
готворят своего короля, относятся
к нему, как к национальной святыне.
БДМ:
Над чем вы работаете сейчас?
Завершаю биографию Листа, которого
наряду с Людвигом II можно назвать
настоящим Ангелом Хранителем Ваг-
нера. Вы спрашивали, как началось моё
увлечение Вагнером? Так вот, началось
всё как раз с Листа! Его произведения
и его личность волновали меня всегда.
Благородный, великодушный и само-
отверженный человек с по-настоящему
трагической судьбой! Он всю жизнь
жил не для себя, а для других. По мас-
штабам таланта он был рождён стать
в один ряд с Шуманом, Шопеном, Бер-
лиозом, Вагнером. Благодаря ему —
иногда исключительно ему! — многие
национальные школы получили своих
гениев. В детстве и юности он факти-
чески шёл на поводу отца, отдав дань
блеску светских салонов и вкусив по-
ложения, как бы мы сегодня сказали,
«эстрадной звезды». За это он потом
долгие годы расплачивался тем, что
Нам очень
не хватает
в жизни
волшебства
, красоты и рыцарской веры
в незыблемость
высоких идеалов
.
Но неосознанная
ностальгия
по этим понятиям у нас
осталась
96
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АПРЕЛЬ 2015
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ