Стр. 56 - BDM_04_2015

Упрощенная HTML-версия

Однако если говорить о розничных клиентах, то на
первом месте для нас стоят вкладчики, так как они больше
всех подвержены влиянию массовых настроений. В лю-
бой момент эти люди могут поменять свои предпочтения
и уйти в другой банк. Остальные клиенты по-прежнему
оплачивают коммунальные платежи, штрафы, сотовую
связь — они стабильны в своём выборе.
В декабре минувшего года в связи со всеобщими па-
ническими настроениями мы наблюдали некоторый отток
вкладов, однако уже в январе суммы, которые от нас ушли,
вернулись обратно. И такого явления, как отток, мы не на-
блюдаем.
4
Чтобы повысить качество кредитного портфеля,
необходимо, в первую очередь, перестать креди-
товать некачественных заёмщиков. С начала прошло-
го года мы поэтапно ужесточали кредитный профиль,
сокращали кредитование клиентов с повышенным ри-
ском.
В нашем банке существует специальный продукт для
клиентов, которые попали в тяжёлую финансовую ситуа-
цию. Если клиент «открытый» и сам приходит с информа-
цией о финансовых проблемах, мы предлагаем ему реструк-
туризацию платежей, чтобы снизить финансовую нагрузку.
Действуют и так называемые кредитные каникулы.
5
Кризис лучше переживут те банки, которые на мо-
мент его начала имели самые маленькие кредитные
портфели. Например, Сбербанк потеряет больше всех, так
как у него — самый крупный портфель.
6
Сейчас ЦБ может помочь снижением ключевой
ставки. Чем ниже ставка, тем банкам легче. И работа
в этом направлении, как мы все видим, ведётся.
1
Трудно выделить какой-то один фактор — все они в совокупности усложняют
работу и банков, и клиентов. Сложно прогнозируемая социально-политическая
ситуация, волатильность финансовых рынков, резкая девальвация рубля привели к от-
току средств в банковской системе, а недостаток ликвидности у банков, высокая стои-
мость ресурсов, снижение экономической активности и темпов производства — к со-
кращению объёмов кредитования и доходности банковского бизнеса.
2
Конечно, в текущей ситуации мы изменили свой подход к бизнесу. Увеличили
«подушку ликвидности», урезали административные расходы, ужесточили
требования к заёмщикам. Отказались от пилотных проектов, сконцентрировавшись
только на тех бизнес-направлениях, доходность которых и факторы, на неё влияющие,
мы знаем досконально.
3
Мы работаем в основном с корпоративными клиентами, каждый из которых за-
креплён за клиентским менеджером, что позволяет оперативно решать любые
вопросы, снимать непонимание, предлагать оптимальное решение именно в данный
конкретный момент времени. Поэтому оттока средств у нас не произошло. Но креди-
тование тоже уменьшили, и в том числе — по причине падения спроса на кредитные
ресурсы со стороны клиентов.
4
Мы всегда проводили консервативную кредитную политику: детально изучали
финансовую отчётность, исследовали структуру собственности заёмщика до
последнего колена бенефициаров, тщательно исследовали залоги. Это помогло нам
предотвратить массовые дефолты по кредитам. Если у клиента возникают трудности
с погашением кредита, мы идём навстречу, за исключением ситуаций, когда видим,
что клиент, имея возможность обслуживать долг, просит о каких-либо преференциях.
5
Запас «живучести» в кризис, как правило, больше у универсальных банков, по-
тому как монопродуктовым банкам сложно перестроить свои модели за короткий
срок. И величина имеет значение: средние и некрупные банки более гибки и мобильны.
С другой стороны, банки с государственным или иностранным участием всегда могут
рассчитывать на дополнительные инвестиции, правда, и они не бесконечны.
РАЗМЕР
ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Сергей ШАМИН
Заместитель
председателя правления
Банка расчётов
и сбережений
56
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АПРЕЛЬ 2015
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ