2
С управленческой точки зрения кризис — явление
хоть и не ординарное, но и не уникальное. Банк заин-
тересован в том, чтобы продолжать развиваться и успешно
конкурировать с другими крупнейшими финансовыми ин-
ститутами, поэтому нас изменившаяся рыночная ситуация
стимулирует мобилизоваться, найти оптимальную модель
ведения бизнеса, отказаться от неэффективных, экономи-
чески необоснованных затрат, увидеть и потенциально ри-
сковые точки, и новые точки роста.
В связи с изменившимися условиями ведения бизне-
са банк скорректировал свою маркетинговую стратегию,
сосредоточился на улучшении качественных параметров
продуктов, услуг, технологий обслуживания, продолжил
оптимизировать инфраструктурную сеть. Как и другие
банки, на фоне снижения кредитной активности мы стре-
мимся повышать долю комиссионных доходов, разви-
вать гарантированно доходное, безрисковое направление
транзакционного бизнеса (расчётно-кассовое обслужива-
ние и сопутствующий ему спектр услуг).
4
Задача любого банка по поиску баланса надёжно-
сти и прибыльности в кризис актуальна вдвойне.
Являясь профессиональным кредитором, банк обя-
зан адекватно оценивать риски невозврата кредитов.
1
С одной стороны, банковский сектор сейчас ощущает на себе влияние целого
спектра негативных факторов. Это и высокая ставка рефинансирования, и не-
устойчивость национальной валюты, и снижение доступа к ликвидности и т.д. В общем
и целом всё это является следствием не самой благоприятной ситуации в экономике.
Однако наибольшую угрозу таит в себе наличие в системе токсичных активов—резуль-
тат не всегда продуманной рисковой политики. С другими факторами игрокам справ-
ляться гораздо легче благодаря и действиям Центробанка, и возможности изыскать
внутренние резервы для изменения собственной политики.
2
Политика наших акционеров неизменна уже длительный период: они неодно-
кратно заявляли о готовности поддержать банк в случае необходимости. По сча-
стью, банк справляется собственными силами. Мы были одним из первых кредитных
учреждений, которые столкнулись с санкциями, и смогли достаточно быстро скоррек-
тировать нашу модель бизнеса. Сейчас наращиваем долю и роль комиссионных про-
дуктов, проводим мероприятия по оптимизации, однако пока в принятии каких-то
кардинальных мер нет необходимости.
3
Мы столкнулись с резким оттоком вкладчиков сразу после введения санкций
против нашего банка. Тогда единственным возможным действием была своевре-
менность выплаты клиентам их денег. Люди увидели, что с банком ничего плохого не
произошло и осенью начался обратный процесс притока депозитов. Особенно ярко он
проявился в декабре, после поднятия ставок. В известной степени мы прошли очень
серьёзный стресс-тест и доказали, что банк устойчив даже при наступлении резко не-
гативных событий. Безусловно, это придаёт уверенности нашим клиентам. Я считаю,
что надёжность — основной критерий при выборе банка.
4
Банк всегда исповедовал крайне консервативную модель оценки заёмщиков. Если
раньше такой подход некоторыми воспринимался как недостаточная активность,
то теперь стало ясно, что крайне низкая по сравнению с другими игроками просрочка
в портфеле —наш несомненный плюс. Безусловно, в случае необходимости, мы готовы
обсуждать возможность реструктуризации кредитов.
5
С наименьшими потерями кризис переживут банки, которые в последние не-
сколько лет не жили одним днём и трезво оценивали уровень рисков.
6
ЦБ ведёт достаточно разумную политику. Главное, что удалось сделать регулято-
ру, — не допустить кризиса ликвидности. С большинством остальных проблем
здоровые банки в основном могут справиться самостоятельно.
НАИМЕНЬШИЕ ПОТЕРИ —
У ТРЕЗВЫХ
Александр
ЛЕВКОВСКИЙ
Президент, председатель
правления СМП Банка
62
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АПРЕЛЬ 2015
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ