провал инвестиций ожидают на
уровне 13,7%. А уже в 2016-м Мин-
фин прогнозирует рост этого пока-
зателя до 6,5%.
Для того чтобы прорисовалась та-
кая крутая синусоида — из глубокого
минуса в хороший плюс, — очевид-
но, нужны осознанные усилия. Такие
усилия, как считается, перечислены
в антикризисном плане, утверждён-
ном правительством в конце января.
И вот что с реализацией этого
плана происходит.
Во второй декаде марта был
одобрен пакет законопроектов для
исполнения очередных девяти его
пунктов, в числе которых либерали-
зация использования материнского
капитала для погашения ипотеки,
снижение налогового бремени для
авиаперевозчиков и малого бизнеса.
Малому бизнесу, например, помог-
ли следующим образом: регионам
делегируется право самостоятельно
определять виды деятельности, по-
падающие под льготное налогообло-
жение. Слабо верится в щедрость ре-
гиональных бюджетов, трансферты
которым урезали на 10%. Между тем,
по данным Российского государ-
ственного социального университе-
та, количество предприятий МСБ за
2014 год сократилось на 13%, достиг-
нув показателей 2007 года.
По состоянию на конец первой
декады марта, подсчитали колле-
ги-журналисты, было выполнено
12 пунктов плана из 60. С учётом по-
следней по времени «сверки часов»,
давшей плюс 9 пунктов, выходит 21
пункт. При этом только по пяти пун-
ктам из 60 срок исполнения ещё не
наступил.
Исполнение некоторых пунктов
состоялось по принципу «поставили
галочку». Так, к сроку, когда нужно
было представить план по созданию
банка «плохих» долгов, ответствен-
ные чиновники «вышли на сцену»
с сообщением, что более целесообраз-
но создать не банк «плохих» долгов,
а агентство, и удалились на неопре-
делённый срок разрабатывать кон-
цепцию. Или, к примеру, выделение
триллиона рублей на докапитализа-
цию банков: деньги формально вы-
делены, процесс до сих пор не пошёл.
Не завершена «инвентаризация»
ФЦП и ФАИП (а по некоторым про-
граммам она ещё и не начата).
Сроки исполнения пунктов пла-
на беспардонно переносятся «по
умолчанию», но при этом никако-
го «разбора полётов» в Белом доме
не происходит. Все ответственные
исполнители остаются при своих
креслах. Ощущение хитроумного
саботажа в духе Ходжи Насреддина,
поклявшегося научить ишака гово-
рить. Выдав шаху беспечное обеща-
ние, обаятельный плут был уверен
в полной безнаказанности: к момен-
ту, когда придётся держать ответ,
сдохнет либо ишак, либо падишах.
С антикризисным планом что-то
в этом роде. В последнее время — по
всем поводам, касающимся финанси-
рования, всё чаще звучит ссылка на
новую редакцию бюджета: вот, мол,
когда исправленный документ утвер-
дит Госдума, тогда и…
Утверждение бюджета, напом-
ним, запланировано на май. При
его подготовке доминировала идея
Минфина о максимальном напол-
нении антикризисного правитель-
ственного резерва. Идеология ку-
бышки — копить и только копить,
многократно за последнее десятиле-
тие раскритикованная, по-прежнему
остаётся работающей. И если она
вновь победит, все антикризисные
меры сведутся к арифметике бюд-
жетной росписи.
СЛОВА И ДЕЛО
Между тем даже саботируемый анти-
кризисный план изначально оцени-
вался экспертами всего лишь как
набор срочных технических мер.
Никак не стратегия перехода от спа-
да к росту.
Риторика на тему необходимо-
сти структурных реформ навязла
в зубах. Но о необходимости карди-
нальной смены (а для начала — вы-
работки) экономической политики
говорят не только экономические
«диссиденты». Коллегам из «Коммер-
санта» удалось взглянуть на вариант
проекта «Основных направлений де-
ятельности правительства», который
готовит Минэкономики. На стадии
черновика там зафиксирован посту-
лат о том, что без смены экономиче-
ского курса после восстановления
экономики от рецессии рост ВВП
составит 0,5–1% в год, даже при ус-
ловии повышения цен на энергоре-
сурсы. Понятно, что для России это
и не рост вовсе.
Из глобальных идей по «переза-
грузке» экономики была озвучена
«вторая индустриализация». До-
стойный посыл. Но — словосочета-
нием покозыряли с экранов телеви-
зоров, а конкретного развития идея
пока не получила.
Другая мощная идея — импорто-
замещение — тоже запылилась. На-
помним, как обстояло дело. Впервые
об импортозамещении заговорили
после первой порции западных санк-
ций. Тогда сообщалось, что к 1 июля
правительство представит програм-
му. Потом срок перенесли на 1 октя-
бря, и эксперты отнеслись к этому
с пониманием: дело серьёзное, спе-
шить для галочки не стоит. Програм-
ма к указанному сроку представлена
не была, но уже «по умолчанию» —
другие даты не назывались. Когда
в ноябре–декабре пошли обвал руб-
ля и рывок инфляции, было как-то
не до программ — затыкали пробо-
ины. И эксперты соглашались с тем,
что не время обсуждать глобальные
планы в период высокой неопреде-
лённости: вот когда всё устаканится,
пусть и на очень низких уровнях,
тогда и можно будет строить планы
(как тут ещё раз не вспомнить Ходжу
Насреддина?). Потом были надежды
на то, что обещанная программа
импортозамещения станет частью
антикризисного плана. Не стала.
Теперь обещают, что проблема
импортозамещения станет основной
темой ближайшего Госсовета.
Подождём.
Марина ТАЛЬСКАЯ
АПРЕЛЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
77
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА