Пример, достойный подражания и ак-
туальный особенно теперь. Гении про-
шлого ясно видели опасность и прямо
заявляли, что в искусстве тотальная
власть коммерции и моды приведёт
к гибели. Не их вина, что их голоса так
и не услышали, и мнимый прогресс,
основанный на господстве индустрии
в вагнеровском и листовском понима-
нии этого слова, заставил человечество
пойти по пути, ведущему в пропасть.
Для искусства ныне есть лишь один
выход: отойти назад от опасного края,
на котором оно уже стоит, илиже неиз-
бежно пасть в эту бездну.
БДМ:
Почему вы заинтересовались
судьбой композитора Рихарда Ваг-
нера, что привлекло вас в нём?
Наверное, не историк выбирает тему,
а тема — историка. Так получилось,
что Вагнером я занимаюсь уже свыше
20 лет, и каждый раз, углубляясь в его
наследие, в его творчество, нахожу всё
новые и новые, ранее не замеченные
грани. Гениальный композитор, ком-
позитор-поэт, композитор-философ.
Масштаб личности Вагнера позволяет
посвятить ему всю жизнь, и наверняка
что-то всё равно окажется не охвачен-
ным. Кроме того, как ни парадоксально
это прозвучит, но я не знаю на сегод-
ня более современного и актуального
композитора. Его отчаянная борьба
с абсолютным злом, олицетворяемым
всеобщей властью «золотого тельца»
и стремлением к мировому господст-
ву, — что может быть актуальней? А
основа основ его творчества — идеал
жертвенной всепрощающей любви —
вообще может стать рецептом по спа-
сению человечества!
БДМ:
Вагнер считал французскую
оперу слишком роскошной, итальян-
скую — слишком прихотливой, а по-
тому решил создать свою. У него это
получилось, но какие черты в итоге
лично вы могли бы отметить как наи-
более характерные и определяющие
для творческого наследия самого
Вагнера?
Одно уточнение: в своей кардинальной
оперной реформе Вагнер не просто
«создавал своюоперу», а настаивал, что
вершинойразвития оперногоискусства
должна стать музыкальная драма, выс-
шее воплощение идеи синтеза искусств.
Вмузыкальной драме музыка, пластика
и слово должны быть не просто равно-
правны — едины, и должны помогать
друг другу в создании целостного обра-
за. Особенно важно передать внутрен-
ний мир героя и его душевные пережи-
вания, по выражению самого Вагнера,
показать «внутреннего человека». На
это способна в первую очередь музыка.
Далее, соединяя музыку и её пласти-
ческое выражение — танец — с фило-
софией, решающей общечеловеческие
проблемы, с символизмом и высокой
поэзией, можно добиться настоящего
великого искусства. Вагнер всю жизнь
доказывал, что искусство — не способ
развлечься. Это средство исправить
мир к лучшему.
БДМ:
Доводилось ли Вагнеру встре-
чаться с кем-то из выдающихся уро-
женцев России, связан ли он как-то
с нашей историей и культурой?
Начнём с того, что ещё в 1837 году Ваг-
нер, работая капельмейстером в Риге,
написал русский «Национальный
гимн» ко дню тезоименитства импера-
тораНиколая I, —факт малоизвестный
широкой публике. Позднее, восхищён-
ный деятельностью императора Алек-
сандра II, Вагнер пророчески писал:
«Какой трагической фигурой пред-
ставляется этот Царь! То, что я о нём
узнал, дало мне основание считать его
посланником Божьим для России. Да,
именно его, этого благородного, глу-
боко проникнутого лучшими побуж-
дениями Императора. Но сколько же
горьких переживаний выпадет на его
долю, знать бы!»
Знакомство же русской интелли-
генции с вагнеровским творчеством
началось с середины 1850-х годов бла-
годаря просветительской деятельности
композитора Александра Николаевича
Серова. Сам Серов лично встречался
с Вагнером в конце лета 1859-го, когда
приехал из Петербурга в Люцерн, где
тогда жил Вагнер. Будучи убеждённым
сторонником взглядов Вагнера на раз-
витие музыкального искусства и про-
никшись духом его произведений,
Серов по возвращении всеми силами
стремился устроить Вагнеру русские
гастроли. Вагнер приехал в Россию
в марте 1863 года. Он свёл знакомство
с такими выдающимися деятелями рус-
ской музыкальной культуры, как пиа-
нист и композитор Антон Григорьевич
Рубинштейн, певица Юлия Фёдоровна
АПРЕЛЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
95
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ