Стр. 99 - BDM_05_2015

Упрощенная HTML-версия

И если эта мысль отсутствует или не-
достаточно выражена в самой идее,
в ход идут уловки, призванные за-
менить фокус внимания зрителя на
ошеломление от увиденного. Так
плохой рассказчик неистово машет
руками и гиперболизирует факты,
не в состоянии по-иному быть услы-
шанным. Отсюда происходит соблазн
упростить задачу общения со зрите-
лем, что, безусловно, ведёт к вырож-
дению «классического» кино. Отсюда
же бесконечные ремейки удачных
лент прошлого. Сюжетов, которые
можно интересно рассказать за два
часа, не так уж и много.
БДМ:
Но само искусство кинема-
тографа всё же развивается при
этом? Можно ли сказать, что в нём
происходят какие-то качественные
изменения, а не только совершен-
ствование спецэффектов?
Нельзя не заметить, что параллельно
с поиском путей развития (а иногда
просто выживания) кинематографа
приходят новые форматы и способы
рассказать нам старые истории. Мы
стали свидетелями рождения абсолют-
но иного искусства, отпочковавшего-
ся от старого дерева, посаженного
ещё братьями Люмьер: телевизион-
ных сериалов. Сюжетные линии, не
ограниченные максимально допусти-
мым временем пребывания зрителя
в кинозале, позволяют донести до нас
события эпических масштабов. Срав-
ните количество персонажей и время,
подаренное им на раскрытие, скажем,
в «Игре престолов» и «Крепком ореш-
ке». Совсем разная парадигма, ритм
повествования, драматургия, правдо-
подобность. Я думаю, можно говорить
о наступлении «золотого века» нового
изобразительного искусства.
БДМ
: Обращаясь к кино прошлого,
в том числе — к советскому, многие
завидуют предыдущим поколениям,
их жизни в андеграунде, где была
другая мотивация. Время упущено,
сетуют они, вот раньше был шанс
стать кем-то... Хотя справедливости
ради надо заметить, что те, кто жил
в одном из вызывающих романтиче-
скую зависть периодов, испытывали
сходные чувства по поводу того, что
войну выиграли без них или без них
начались полёты в космос. Способ-
но ли кино продемонстрировать
позитивное грядущее, показать,
что «всем хватит звёзд, всем хватит
неба»?
В эпоху увлечения романтической
литературой многие жалели, что нет
возможности пережить приключе-
ния Квентина Дорварда или соста-
вить конкуренцию проницатель-
ности Шерлока Холмса. Но многие
сюжеты доказали свою актуальность:
тот же Шерлок Холмс, перенесённый
в XXI век, сумел привлечь внимание
современной аудитории. И пусть
«Приключения неуловимых» нераз-
рывно связаны с эпохой, история
доказала не раз, что развивается по
спирали. Возможность появления но-
вых героев, воспитанных на ставших
классикой образах, практически сто-
процентна.
БДМ:
Сейчас у вас сформирова-
лась определённая читательская
аудитория. Есть ли соблазн пойти
на поводу у её ожиданий, или вы
твёрдо намерены соблюдать баланс
разнообразия и продолжать идти
в массы — ко всем, кто не равноду-
шен к кино?
Проблема соответствия ожидани-
ям аудитории an mass актуальна
всегда. Стоит ли идти у них на по-
воду — каждый автор решает эту за-
дачу в одиночестве. Кто-то остаётся
голосом избранных, кто-то берёт
количеством, пожиная плоды по-
пулярности. Я же, не ставя себя на
один уровень с подлинными твор-
цами, уверен: единство — в много-
образии. Одной из задач своих
проектов я всегда ставлю наличие
достаточного места для всех. Да, не-
много идеализированно, но, поверь-
те, возможно. Бог создал нас всех
абсолютно разными, но мы как-то
уживаемся на этом маленьком ша-
рике. Совмещение потребностей
массовой публики с возможностями
элитарного меньшинства составляет
весьма устойчивую систему, которая
позволяет мигрировать отдельным
индивидам из одного лагеря в дру-
гой, обеспечивая последовательное
развитие обоих сообществ. Так что,
как мне видится, проблема — скорее
прикладная, чем принципиальная.
БДМ
: Способен ли понять совре-
менный зритель далёкие эпохи или
(предположим, они существуют)
отделённые от нас тысячами све-
товых лет иные цивилизации? Как,
по-вашему, люди, жившие в эпоху
каминов, не только жили, но и дума-
ли иначе, чем мы, имеющие в квар-
тирах центральное отопление?
Ребёнок, превратившийся во взросло-
го, имеет те же воспоминания, то же
сердце, тот же цвет глаз и те же эмо-
ции, что и много лет назад. Но совсем
другой опыт и навыки. Развитие —как
индивида, так и цивилизации в це-
лом — предусматривает последова-
тельное изменение набора средств для
познания себя и мира. Вместе с тем
неразрывность и преемственность —
базис любого развития. Разумеется,
люди, живущие в эпоху каминов, дума-
ли и чувствовали по-другому. Но так
же очевидно, что мы можем их понять.
Как взрослый может вспомнить и за-
ново пережить жгучую обиду своего
детства или испытать радость от не-
чаянно найденной любимой игрушки,
казалось бы забытой навсегда.
Совмещение
потребностей массовой
публики с возможностями
элитарного
меньшинства
составляет устойчивую
систему, позволяющую
мигрировать
из одного лагеря
в другой
МАЙ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
99
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ