Стр. 76 - BDM_05_2015

Упрощенная HTML-версия

СЕГМЕНТНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА
Минувший год ознаменовался сжатием
крупных сегментов по сумме новых до-
говоров лизинга — железнодорожной
и авиатехники. Сокращение объёма сде-
лок сжелезнодорожнойтехникойзапро-
шедший год составило40%, а с авиатран-
спортом—44%. Еслистагнациявпервом
сегменте началась с 2012 года, то авиаци-
онная отрасль столкнулась с заметными
проблемами только в 2014 году. Паде-
ние курса рубля негативно отразилось,
во-первых, на объёмах международных
авиаперевозок, которые, в отличие от
внутристрановых, давали значительную
часть прибыли для авиакомпаний, а во-
вторых, на росте суммы лизинговых
платежей, посколькуподавляющаячасть
лизинговых договоров заключена в ино-
странной валюте. Снаибольшими проб-
лемами столкнулись авиаперевозчики,
приобретавшие самолёты в финансо-
вый лизинг, так как для погашения авиа-
компании использовали краткосрочные
банковские займы, выдачу которых ино-
странные кредитные организации стали
сворачивать после введения санкций за-
падными странами.
Автолизинг в прошедшем году
стал крупнейшим сегментом по доле
в сумме новых договоров лизинга
(33% за 2014 год против 25% за 2013-й)
и нарастил абсолютные объёмы
(с 324 миллиардов рублей за 2013 год
до 331 миллиарда за 2014-й). Основ-
ной рост в сегменте автолизинга про-
демонстрировал легковой автотран-
спорт (+25,5%), а сделки с грузовыми
автомобилями, несмотря на рост доли
(+1,8 п.п.), в стоимостном выражении
сократились почти на 13%, поскольку
продажи грузовых автомобилей за
прошедший год падали сильнее,
чем легковых. Кроме того, деваль-
вация рубля позитивно сказалась
на продажах легковых автомобилей
в IV квартале 2014 года, так как кли-
енты пытались приобрести технику до
пересмотра цен продавцами. В целом
причинами роста автолизинга стали
ликвидность автотранспорта (что яв-
ляется важным аспектом при реали-
зации изъятого имущества у непла-
тёжеспособного клиента) и активный
выход госкомпаний за последние два
года в сегмент МСБ.
Наращивание крупными госкомпа-
ниями сделок с представителямималого
и среднего бизнеса привело к структур-
ной перестройке рынка и росту концен-
трации на крупнейших игроках в ряде
сегментов. Так, в объёме нового бизнеса
по строительной технике на Топ-10 ли-
зингодателейприходится 62%(годомра-
нее около 52%). Ключевую роль сыграл
рекордный за последние три года объём
нового бизнеса со строительной и до-
рожно-строительной техникой у лидера
данного сегмента—компании «ВТБЛи-
зинг». В сегменте легкового и грузового
автотранспорта доля 10 крупнейших
компаний за 2014 год была тоже высо-
кой и составила 76 и 61% соответствен-
но. В лизинге сельскохозяйственной
техники крупные игроки увеличили
свою долю, которая теперь составляет
около 90%
1
(+3 п.п.). В итоге для рознич-
ных сегментов, которые раньше были
достаточно диверсифицированными по
клиентам и лизингодателям, сегодня ха-
рактерна высокая зависимость от круп-
ных игроков.
Из-за сокращения крупных догово-
ров лизинга на рынке доля Топ-10 в же-
лезнодорожноми авиасегментах вырос-
ла до 98%(годомранее 95%) и 93%(90%)
соответственно. Сокращение объёмов
фондирования на рынке может ещё
больше сузить круг лизинговых компа-
ний, предоставляющих в аренду само-
лёты и железнодорожную технику.
От стагнации
последних двух лет
лизинговый рынок
в 2014 году
перешёл
к заметному падению.
Объём нового бизнеса (
стоимости
имущества)
упал
на 13%
1
При оценке экспертно учтена компания «Росагролизинг».
СУММЫ НОВЫХ ДОГОВОРОВ ЛИЗИНГА
ТОП-10 ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ ПО ОБЪЁМУ НОВОГО
БИЗНЕСА В СЕГМЕНТЕ ЛИЗИНГА СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
76
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2015
АНАЛИЗ:
ТЕНДЕНЦИИ