Стр. 17 - BDM_06-07_2015

Упрощенная HTML-версия

потому, что с точки зрения развития
любого сектора рынка и создания
равноправной конкуренции огра-
ничения кого-либо из участников
являются неоправданными, не го-
воря уже о том, что они неконсти-
туционны.
Однако провал этой инициативы
не остановил лоббистов. Была пред-
принята ещё одна законодательная
попытка, тоже неудачная. Сейчас
в работе находятся очередные пред-
ложения, бьющие в ту же цель.
Конечно, мы бы очень хотели, что-
бы отечественные компании достиг-
ли тех же высот в профессиональном
плане и имели тот же международ-
ный уровень доверия и признания,
что и «большая четвёрка». Но это не
может быть достигнуто за счёт их
простого выдавливания с рынка. На
сегодня «четвёрка» — драйвер пере-
довых технологий, современных зна-
ний и новаций в области аудита. Мы
должны научиться работать, как они,
доказать, что у нас есть свои конку-
рентные преимущества (лучшее зна-
ние реалий российского бизнеса, це-
новые преимущества), сформировать
у клиентов имидж профессионалов,
доказав на деле, что мы как минимум
не хуже.
Выпускники наших вузов стре-
мятся попасть на работу в «четвёрку».
Позже, получив там определённую
квалификацию и навыки, они отправ-
ляются работать в российские компа-
нии и там уже передают полученные
современные знания и технологии
отечественным специалистам. Чем это
плохо?
БДМ:
Однако на практике мы видим,
что ни механизмы обмена опытом,
ни механизмы конкуренции пока не
способствовали радикальному по-
вышению качества работы основной
массы российских аудиторских ком-
паний и аудиторов. Возможно, честь
мундира, репутацию профессии спо-
собны отстоять саморегулируемые
организации?
Именно на это и нацелена наша ра-
бота. Сегодня в сфере аудиторской
деятельности функционируют пять
СРО. Их роль заключается не только
в том, что они выдают «мандат» на
ведение аудиторской деятельности:
они выступают в качестве методи-
ческих центров и центров внешнего
контроля качества работы аудиторов.
Фактически в этой части им переданы
функции, которые ранее осуществлял
Минфин.
Но, к сожалению, с конца прошло-
го года СРО оказались втянуты в про-
цессы, далёкие от собственно профес-
сиональной деятельности. В начале
декабря прошлого года приняты по-
правки в закон «Об аудиторской де-
ятельности», предписывающие СРО
к началу 2017 года существенно укруп-
ниться: минимальное количество чле-
нов организации должно составить
не менее 10 тысяч аудиторов — физи-
ческих лиц или не менее двух тысяч
организаций. Против действующих
норм (700 человек) это 14-кратное
повышение требований. И опасаюсь,
что вместо выработки профессио-
нальных стандартов и осуществления
контроля над качеством аудиторских
услуг СРО будут вынуждены решать
конъюнктурные задачи по перемани-
ванию членов от своих коллег, с тем
чтобы сохранить статус. А уж об ис-
ключении аудиторов и аудиторских
организаций из СРО за непрофесси-
онализм (такие факты сейчас имеют
место) и речи не будет — все будут
«блюсти» количество членов.
В результате исполнения новых
требований на рынке аудита может
остаться две СРО, а то и одна. А это
уже монополизм, который никогда не
способствовал повышению качества
товаров или услуг.
БДМ:
Законодательные изменения,
безусловно, радикальные. Но не
драматизируете ли вы количествен-
ный вопрос? В некоторых секторах
рынка действуют по одному СРО —
и вроде никто не жалуется.
Не думаю, что драматизирую. Воз-
можно, и качество развития неко-
торых сегментов рынка оставляет
желать лучшего, потому что там
действует всего одна саморегулируе-
мая организация.
Я уже неоднократно излагал свою
точку зрения по данному вопросу,
в том числе в официальных письмах
и выступлениях. Сущностный аспект
этой проблемы заключается в том, что
установление количественных требо-
ваний к СРО означает замену само-
организации в складывающихся при
саморегулировании корпоративных
отношениях прямым государствен-
ным вмешательством. Это (помимо
искажения принципов саморегули-
рования) противоречит правовой
позиции Конституционного суда РФ,
который отмечал, что вмешатель-
ство государства в деятельность СРО
должно носить не прямой характер,
а осуществляться через стимулирова-
ние и контроль.
Мне представляется целесо-
образным полностью отказаться от
установления количественных пара-
метров СРО и перейти к совершен-
ствованию качественных требований
к саморегулируемым организациям
и их членам.
БДМ:
В свете такого заявления — ка-
кие основные задачи ставит перед
собой Аудиторская палата России?
На последнем годовом собрании, со-
стоявшемся 29 мая, мы сформули-
ровали свою миссию: «Содействие
развитию в России действенного ме-
ханизма саморегулирования аудитор-
ской деятельности, созданию условий
для формирования цивилизованного
рынка аудиторских услуг и реализа-
ции потенциала каждого члена АПР».
В процессе обсуждения формули-
ровки звучали и критические выска-
зывания по поводу того, что слишком
высока заданная планка. Мол, фор-
мирование цивилизованного рынка
не только от нас зависит. Согласен.
Но также очевидно, что мы не можем
видеть свою миссию в создании «ку-
сочка цивилизованного рынка». Нуж-
но ставить высокие цели.
Беседовала
Марина ТАЛЬСКАЯ
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
17
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ