миллиардов, который будет распре-
делён между странами — участница-
ми банка развития
, — говорит
Анна
АБАЛКИНА
, доцент Финансового
университета при Правительстве
РФ. —
Однако не весь подписной ка-
питал будет оплачен, страны-учре-
дители обязались внести $10 милли-
ардов в равных долях в течение семи
лет. Остальная часть является
гарантийным капиталом, которую
страны будут обязаны внести по
первому требованию банка. Стоит
отметить, что это нормальная
практика формирования капитала
многосторонними банками развития.
Например, подписной капитал Меж-
дународного банка реконструкции
и развития составил $232,8 миллиар-
да в 2014 году, однако его оплаченная
часть — всего 6%».
В политике и академической науке
принято выделять различные направ-
ления международного сотрудниче-
ства: например, по линиям Север–Юг
иЮг–Юг. Если первый формат по сво-
ей природе является традиционным
и подразумевает финансовую помощь
развитых стран беднейшим экономи-
кам, то второй предполагает взаимо-
помощь развивающихся стран. Роль
Нового банка развития повышается
в свете актуальности этой темы.
Как прогнозирует
Анна АБАЛ-
КИНА
, НБР будет крупным много-
сторонним банком развития, предо-
ставляющим помощь развитию по
линии Юг–Юг, и выступит альтерна-
тивой распространённому на сегод-
ня инструменту Север–Юг. Помимо
этого, большое внимание будет уде-
ляться проектам в странах — учре-
дителях банка. Несмотря на успехи
в развитии стран БРИКС, число про-
живающих в них малообеспеченных
граждан превышает сотни миллионов
человек. Банк будет иметь хорошие
возможности привлекать средства на
международных рынках ссудных ка-
питалов для проведения кредитных
операций. «
Однако эффективность
функционирования Нового банка раз-
вития будет зависеть от чётко про-
работанных процедур кредитования
и независимого менеджмента»
, —
подчёркивает
Анна АБАЛКИНА
.
Что касается топ-менеджмента,
то первым председателем совета
управляющих будет представитель
России, первым председателем совета
директоров — представитель Брази-
лии, первым президентом— предста-
витель Индии. Штаб-квартира банка
будет находиться в Шанхае, и парал-
лельно c ней будет функционировать
Африканский региональный центр
Нового банка развития.
Пул валютных резервов, согласно
Форталезской декларации,
«будет
играть позитивную роль страхо-
вого механизма, помогать странам
избегать краткосрочных проблем
с ликвидностью и способствовать
углублению сотрудничества между
странами БРИКС»
. Что это означает
на практике?
«Пул валютных резервов предпо-
лагает предоставление валютных
свопов в условиях возникновения де-
фицита счетов платёжного баланса.
Данный механизм схож с Чиангмай-
ской инициативой по созданию ме-
ханизма многосторонних валютных
свопов в странах АСЕАН+3. Однако
если реализация восточноазиатских
своп-соглашений, как правило, воз-
можна только при участии МВФ, то
Пул валютных резервов, предполага-
ется, будет независимым»
, — отме-
чает
Анна АБАЛКИНА
.
КТО ВЫИГРЫВАЕТ?
В концепции участия России в объ-
единении БРИКС отмечено, что
у стран-участниц есть общность под-
ходов к коренным вопросам рефор-
мы международной валютно-финан-
совой системы и приданию ей более
«справедливого, стабильного и эффек-
тивного характера».
Общность под-
ходов как раз проявилась в создании
новых финансовых институтов —
Новом банке развития и Пуле валют-
ных резервов.
Ещё раз обратим внимание:
в Международном валютном фон-
де и Всемирном банке большинство
голосов приходится на развитые,
а не на развивающиеся страны. Та-
ким образом, странам БРИКС будет
проще получать кредиты у НБР, не-
жели Всемирного банка, и заключать
своп-соглашения с Пулом валютных
резервов, чем с МВФ. С экономиче-
ской точки зрения Бразилия, Индия
и ЮАР стремятся привлечь в инфра-
структуру долгосрочные инвестиции.
Кроме того, ЮАР — как страна с наи-
менее устойчивым платёжным балан-
сом — рассчитывает на получение
средств от Пула валютных резервов.
Китай в этой ситуации выступает
в роли сильнейшей экономики, судя
по всему, готовой на предоставление
финансирования. К слову, уровни
экономического развития и ключе-
вые социально-экономические пока-
затели в странах БРИКС колеблются
в большей степени, чем в развитых
странах, основавших МВФ и ВБ. Это
одно из слабых мест группы.
Как заявляют эксперты ЦМАКП,
конкурировать с МВФ и ВБ Новому
банку развития пока не под силу из-
за значительно меньшей ресурсной
базы, дублирования уже существу-
ющих у МВФ функций и не такого
широкого доступа к так называемым
«длинным» деньгам. Однако высту-
пить альтернативой в некоторых слу-
чаях он всё-таки сможет.
Валерия КАПЕЛЬЩИКОВА,
Жаннат ИДРИСОВА
Bankir.Ru
Есть
общность подходов
к вопросам
реформы международной
валютно-
финансовой
системы и приданию
ей более справедливого,
стабильного
и
эффективного
характера
30
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2015
БЕЗ ГРАНИЦ