резервы — золотовалютные резервы
и средства суверенных фондов в ак-
тивах Банка России, государственные
ценные бумаги — как отечественные,
так и зарубежные, прежде всего каз-
начейские обязательства США. А тре-
тья группа активов ЦБ — его кредиты
коммерческим банкам под залог госу-
дарственных ценных бумаг.
Что же касается безналичных (де-
позитных) денег, то они являются обя-
зательствами коммерческих банков.
А обеспечением выступают их активы.
Иными словами, качество их кредит-
ных портфелей является здесь ключе-
вым звеном. Такова принятая сегодня
большинством стран структура взаимо-
связей, обеспечивающая способность
эмитента отвечать по своим обязатель-
ствам. Как можно что-либо изменить
в них, не нарушив общего баланса?
БДМ:
Например, вернуться к проверен-
ному дедовскому способу, я имею
в виду — к золотому стандарту.
В ту пору, когда он действовал, цена
на золото была фиксированной. Но
золото уже давно стало инвестицион-
ным товаром. И если теперь привязать
к нему деньги, то на биржах его цена
мгновенно вырастет, и вместо стаби-
лизации мы получим обвал всех валют.
Если же не искать революционных
путей и сохранить общепринятое пред-
ставление о деньгах как обязательствах
эмитента, то уйти от доллара, на мой
взгляд, можно только одним путём —
усилив эндогенную составляющую в об-
щей системе, формирующей денежное
обращениевстране.Учитываяструктуру
обеспеченияэмиссии, уБанкаРоссиидля
этого существует только один канал —
резкоеусилениекредитованиякоммерче-
ских банков, которые должны доводить
эти средства до субъектов экономики.
БДМ:
Ну, эту сказочку мы слышим уже
два десятка лет: вначале обеспечим
макроэкономическую стабильность,
снизим инфляцию, а остальное до-
делает «невидимая рука рынка» —
деньги сами собой станут дешёвыми
и рекой потекут в реальный сектор.
На практике всё наоборот. В 2009-м,
когда Центробанк впервые приступил
к серьёзному рефинансированию
банковской системы, деньги сразу же
оказались на валютном рынке и тол-
кнули инфляцию вверх. В прошлом но-
ябре всё опять повторилось, и, если бы
президент страны не стукнул кулаком
по столу, доллар прорвал бы отметку
в 100 рублей и мы сегодня имели бы
вдвое более высокую инфляцию.
В принципе с этим можно было бы со-
гласиться, если бы не одно существен-
ное обстоятельство. Сегодняшний ста-
тус не позволяет Центральному банку
напрямую кредитовать экономику.
Он не является «банком развития» и не
предоставляет долгосрочные кредиты,
в которых острая нужда. Как кредитор
последней инстанции он вправе выда-
вать ссуды только для регулирования
ликвидности банковской системы.
БДМ:
Однако тот же Китай, который
гораздо глубже интегрирован в ми-
ровую экономику, умудряется тем не
менее проводить национально ори-
ентированную финансовую полити-
ку. С недавним фондовым кризисом
там в считанные дни разобрались,
главным образом, кстати сказать, ад-
министративными мерами. И никого
не постеснялись.
Там другая система управления. Хотя
как кредитор последней инстанции
БанкКитая точно также напрямуюкре-
дитует только поддержание ликвидно-
сти в банковской системе. Но при этом
он ещё и удерживает внутренний курс
юаня и жёстко контролирует трансгра-
ничное движение капиталов. Адля кре-
дитования экономики в стране созданы
четыре государственных банка раз-
вития. Вот они-то и выдают ссуды ре-
альному сектору: долгосрочные и под
низкий нерыночный процент. Поэтому
их и называют «политические».
Ночтобывоспользоватьсяэтимопы-
том, нужно вносить изменения в функ-
циинашегоЦентральногобанка.Итакие
предложения, направленныепреждевсе-
гона усиление егоролив экономическом
росте, сейчас готовятся к Международ-
номуфорумуФинансовогоуниверситета
«В поисках утраченного роста», который
состоится24–26ноября.Однаиз главных
мер — долгосрочные ссуды коммерче-
ским банкам. Собственно, первый шаг
уже сделан: недавно Банк России уве-
личил срок кредитования до 549 дней.
Но это, пожалуй, самое простое. Гораз-
до сложнее добиться, чтобы выданные
средства дошли до реального сектора.
В Китае банки развития кредиту-
ют определённые отрасли, в том числе
и аграрную. У нас тоже есть Россельхоз-
банк, и в его капитале тоже участвует
государство. Но во всём остальном —
он такой же, как и все, коммерческий
банк. И деньги у него стóят, как у дру-
гих, и вполне возможно, что в ноябре он
точно также скупал валюту. Потому что
с точки зрения бизнеса это было пра-
вильно в сложившихся тогда условиях.
Ведьпо закону главнаяцель любогоком-
мерческого банка — извлечение макси-
мальной прибыли. А китайские банки
развития—некоммерческие. Имотива-
ция у них принципиально иная.
БДМ:
У нас тоже есть такой — МСП-
Банк. И вполне эффективно рабо-
тает, наш журнал не раз об этом
рассказывал.
Да, и это тоже политическое или, если
хотите, административное решение,
успешно, кстати сказать, реализо-
ванное. А в чём секрет? Прежде всего
в том, что развитие малого и среднего
бизнеса — очевидная задача, важность
которой никто не подвергает сомне-
нию. Второй принципиальный момент
связан с практически неограничен-
ными перспективами развития этого
сегмента рынка: сегодня доля малого
бизнеса у нас не превышает 20% ВВП,
и если мы удвоим или даже утроим эту
цифру, то только выиграем, никакого
затоваривания не произойдёт. Наконец,
третий очень важный фактор: просто-
та структуризации конечного заёмщи-
ка (заданы предельная численность,
максимальные объёмы бизнеса и дру-
гие легко определяемые параметры).
А значит, несложно выстроить и систе-
му контроля над целевымразмещением
выделяемых МСП-Банку средств.
Но как только мы выходим в другие
сегменты, так сразуже кратнонарастает
8
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АВГУСТ 2015
ПОЗИЦИЯ