З
акон «О деятельности кредит-
ных рейтинговых агентств»,
подписанный
Владимиром
ПУТИНЫМ
13 июля, вполне можно
назвать долгожданным — о его не-
обходимости говорили уже несколь-
ко лет. Отныне рейтинговые агент-
ства будут создаваться и работать
по чётко установленным правилам,
главная цель которых — обеспечить
независимость этих компаний. На-
пример, доля банков, страховых или
финансовых компаний в уставном
капитале агентств не должна пре-
вышать 20%. Частные лица, прежде
владевшие банками, у которых ото-
звали затем лицензию, или имею-
щие вопросы к своей деловой репу-
тации, могут насчитывать не более
чем на 10%.
Свои требования есть и к ве-
дущим рейтинговым аналитикам.
Скажем, они не имеют права рабо-
тать по одному и тому же объекту
свыше четырёх лет и получать по-
дарки, стоящие свыше 3 тысяч руб-
лей. Важное условие: сумма оплаты
услуг агентства не может зависеть
от присвоенного рейтинга.
Закон особо оговаривает неза-
висимость агентств от властных
структур (в том числе и Банка Рос-
сии), которые не вправе влиять на
любые рейтинги и методологию
их присвоения. В свою очередь
«кредитные рейтинговые агент-
ства не вправе отзывать кредит-
ные рейтинги, присвоенные по на-
циональной рейтинговой шкале для
Российской Федерации, на основании
решений и (или) в связи с решениями
органов власти иностранных госу-
дарств, если такие решения непо-
средственно не оказывают влияния
на способность рейтингуемого лица
исполнять принятые на себя финан-
совые обязательства».
Одно из принципиальных поло-
жений закона — требования к про-
фессионализму руководителей рей-
тинговых агентств, которые должны
обладать опытом работы в финансо-
вой или аналитической области не
менее года (а если образование не-
профильное, то двух лет).
Ряд положений закона касается
конкретной деятельности агентств:
так, свои рейтинги они обязаны об-
новлять ежегодно, для суверенных
рейтингов срок составляет полгода.
В составе комитета, присваивающе-
го рейтинги, должно быть не мень-
ше пяти аналитиков, а все рейтинги
и прогнозы публикуются в откры-
том доступе.
Регулятором деятельности рей-
тинговых агентств выступает Банк
России, не только ведущий их ре-
естр, но имеющий полномочия тре-
бовать замены руководства и даже
приостанавливать работу агентств
в случае нарушений.
Для того чтобы рейтинговые
агентства получили возможность
спокойно перестроить работу под
новые требования, установлен пе-
реходный период: полтора года для
российских компаний и два — для
иностранных.
«Хорошо, что
наконец появилась
законодательная
база для рейтинго-
вых агентств,
—
прокомментировал
закон по прось-
бе БДМ
Павел
САМИЕВ
,
гене-
ральный директор
RAEX («Эксперт
РА»). —
Сформули-
рованы основные термины, прописа-
ны требования к агентствам, про-
цедуры и форматы. Упорядочивание
системы очень важно, поскольку до
настоящего времени допускались
вольные трактовки. Этот норма-
тивный хаос ущемлял права добро-
совестных участников финансового
рынка, в частности, в сфере уча-
стия в тендерах… Теперь на основе
законодательного каркаса можно
формировать нормативную базу.
Думаю, за год–два реально привести
её в порядок».
РЕЙТИНГИ
ПО ЗАКОНУ
ВСТУПИЛ В СИЛУ ЗАКОН О РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВАХ, ОСОБО
оговаривающий требования к независимости таких компаний от
политических и иных решений как российских, так и зарубежных
властей.
АВГУСТ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
15
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ