2
Я не исключаю ни новую волну оттока вкладов, ни их существенный при-
рост — всё будет зависеть от экономической и политической ситуации в стра-
не, здесь наблюдается прямая корреляция.
Наш банк корпоративный, доля частных вкладов невелика, но мы думаем над
тем, чтобы активизировать работу по привлечению средств физических лиц. Ос-
новная цель при этом — диверсификация пассивов. Мы не будем повышать ставки
до максимальных рыночных уровней, а будем держать их в среднем диапазоне.
Больше внимания уделим структуре вкладов, каким-то дополнительным возмож-
ностям.
3
На мой взгляд, рынок розничного кредитования адекватно отреагировал на
ситуацию, причём обе причины — серьёзное ужесточение требований банков
и более прагматичный подход частных клиентов — действовали в равной степени.
С одной стороны, банки уже не выдают кредиты не то что бомжам, но даже людям,
которые работают недавно или имели хоть какое-то пятнышко в кредитной истории.
С другой — и заёмщики стали умнее, осознав, что завтра могут лишиться рабочего
места, — погашать кредит, соответственно, будет нечем, а проценты за просрочку ка-
пают и капают…
4
Вряд ли эти ограничения приведут к существенным изменениям: люди не
кинутся за подешевевшими кредитами, а банки в свою очередь найдут ва-
рианты, как восстановить уменьшившуюся маржу до приемлемого уровня, ис-
пользуя такие вполне законные и рыночные методы, как дополнительные комис-
сии, страховки и пр. Либо вообще перестанут заниматься убыточными видами
кредитования.
5
Статистика свидетельствует о том, что реальные доходы населения стали
резко сокращаться с начала 2015 года, а значит, основной пик проблем с по-
гашением кредитов, выданных в то время, когда скоринг ещё не был настроен на
кризисный режим, наступит ближе к концу этого года.
6
Рост кредитования населения восстановится с ростом экономики. Растёт заня-
тость, растут заработки, люди уверены в своей работе, понимают, что в течение
нескольких недель смогут найти новую работу — тогда с удовольствием и берут кре-
диты. После пика кризиса должно пройти где-то полтора–два года.
ПРОБЛЕМЫ ПРОСРОЧКИ
СКАЖУТСЯ К КОНЦУ ГОДА
Олег БАРАНОВСКИЙ
Председатель правления
Банка Расчётов
и Сбережений
сроках просрочки специалисты банка осуществляют
телефонные переговоры, рассылку СМС-уведомлений
и претензионных писем клиенту. При длительной про-
срочке (три и более платежей) к работе подключаются
коллекторские агентства, дополнительно осуществляю-
щие выездную работу. Кроме того, банк проводит раз-
личные акции, направленные на урегулирование фи-
нансовых вопросов с должниками, в том числе — по
рефинансированию и реструктуризации задолженности.
Судебное и исполнительное производство инициируется
только в том случае, если клиент, имеющий длительную
просрочку, не идёт на контакт с представителями банка
или коллекторских агентств.
6
Судя по текущей рыночной ситуации, рост креди-
тования частных лиц выйдет на прежний уровень
не раньше 2016 года. Для этого как минимум должен
снова начать расти уровень потребления, однако в дан-
ный момент мы наблюдаем только сокращение доходов
и снижение потребительского интереса. Что касается
пересмотра политики кредитования, то поведение за-
ёмщиков в кризисный период всегда хороший повод за-
думаться о качестве портфеля. В данный момент банки
уже скорректировали свои скоринговые модели, приняв
более консервативную рисковую политику, и сфокусиро-
вали своё внимание на внутренних заёмщиках с хорошей
кредитной историей.
38
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АВГУСТ 2015
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ