САНАЦИЯ:
ПЛАТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ОБХОДИТСЯ ВСЁ
дороже: расходы на докапитализацию, дополнительные вливания в систему
страхования вкладов, в перспективе — создание специализированных
оздоровительных институтов. Впрочем, на здоровье, как известно,
экономить не принято. Особенно когда с профилактикой опоздали.
А
гентство по страхованиювкла-
дов вынуждено было в июне
обратиться к Банку России
с просьбой о предоставлении кредита
до 110 миллиардов рублей. Выплаты
вкладчикам банков с отозванными ли-
цензиями (в числе которых и жертвы
массовых зачисток образца 2013 года,
и потерпевшие от последующих кри-
зисных банкротств) практически опу-
стошили фонд страхования вкладов:
с середины 2013 года к концу I квар-
тала 2015-го он уменьшился практиче-
ски втрое — с почти 240 миллиардов
рублей до 85 миллиардов.
Изменившийся с 1 июля 2015-го
порядок начисления взносов в фонд
страхования, включивший поправ-
ку на размер депозитной ставки, при
сохранении существующей скорости
выбывания банков с рынка карди-
нально ситуацию в ССВ не поправит
(так, в начале весны первый зампред
ЦБ
Алексей СИМАНОВСКИЙ
со-
общил, что, по замерам регулятора,
около 300 банков не соблюдают нор-
матив концентрации риска). Разгово-
ры о применении франшизы при ком-
пенсации вкладчикам пока поддержки
не получают: это замах на слишком
важную социальную гарантию, тем
более — в условиях стагнации депо-
зитной базы.
Всего с момента существования
института гарантирования депозитов,
по данным АСВ, размер страхового
возмещения вкладчикам составил на
1 июля 483,9 миллиарда рублей.
Практически вдвое дороже—820,8
миллиарда рублей — обходится, по
официальной оценке, санация банков.
На фонд страхования вкладов, правда,
мероприятия по оздоровлению особо
не покушаются: оттуда использовали
всего 6,35 миллиарда. Но вот средства
имущественного взноса РФ практиче-
ски на исходе: из выделенных 200 мил-
лиардов рублей истрачено уже 134,2
миллиарда. Санация банков в основ-
ном финансируется за счёт средств
Банка России (680,2 миллиарда руб-
лей), что по сути означает дополни-
тельную эмиссию.
На начало второго полугодия фи-
нансовое оздоровление осуществля-
лось в 17 банках, из них 16 — с при-
влечением частных инвесторов из
числа кредитных организаций. Опыт
санаций прошлого кризиса подтвер-
дил эффективность участия в санации
представителей своего же цеха, пони-
мающих нюансы бизнеса. Инвесторы
в свою очередь, кроме почёта и уваже-
ния, получали на цели санации очень
льготные кредиты, а также бизнес
своего подопечного — региональную
сеть, клиентскую базу.
А в последнее время всё с большей
конкретикой идут разговоры о созда-
нии специализированного института-
санатора на базе дочерней структуры
АСВ — банка «Российский капитал».
Чем специализированная «дочка» бу-
дет лучше «матери», не поясняют. Будет
ли она столь же активно привлекать
к санации частных инвесторов — не-
известно. Наиболее распространённая
версия создания такого мегасанато-
ра — подготовка к банкротству круп-
нейших игроков банковского сектора,
оздоровление которых частным инве-
сторам не потянуть. По оценкам, на
докапитализацию «Российского капи-
тала» для выполнения чрезвычайно
специфических функций потребуется
не менее 100 миллиардов рублей.
Институт санации теоретиче-
ски — гуманный и нужный. Изна-
чально он задумывался для спасения
банков, которые пошатнулись в силу
обстоятельств (подразумевалось —
спровоцированных кризисом), но
теоретически сохранили некое здоро-
вое бизнес-ядро и которые слишком
важны для экономики (страны в це-
лом или отдельного региона), чтобы
пускать их под нож банкротства. На
практике же обычно выясняется, что
проблемы у санируемых банков нака-
пливались безотносительно кризиса,
кризис лишь перекрывал возмож-
ность и дальше их замухлёвывать: так
было и в 2008–2009 годах, тенденцию
подтверждает и волна банкротств но-
вейшей истории.
И вновь актуализируется вопрос
об эффективности банковского над-
зора.
54
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АВГУСТ 2015
АНАЛИЗ:
ОБЗОР