Стр. 58 - BDM_08_2015

Упрощенная HTML-версия

№ Проблемный банк
Срок,
мес.
Выделено
средств,
млрд руб.
Возвраще-
но средств,
млрд руб.
Чистые
затраты,
млрд руб.
Активы,
млрд
руб.
Балансовый
капитал,
млрд руб.
Средства
физлиц,
млрд руб.
Выделено,
%
к вкладам
Затрачено,
%
к вкладам
1 ВЕФК
27
60,0
60,0
86,8
7,2
27,2
220
220
2 НижегородПСБ
15
0,0
0,0
5,3
0,6
2,0
0
0
3 ГБ «Нижний Новгород»
20
0,0
0,0
14,1
2,1
5,7
0
0
4 Газэнергобанк
33
2,5
2,5
4,9
0,7
3,0
83
83
5 Губернский
35
5,6
5,6
17,0
1,8
7,4
75
75
6 Потенциал
44
1,6
1,6
4,5
0,5
3,0
52
52
7 Башинвестбанк
51
0,0
0,0
3,5
0,4
2,4
0
0
8 РБР
62
0,0
0,0
34,8
3,2
18,2
0
0
9 Банк24.ру
30
5,0
5,0
0,0
9,8
0,9
5,1
98
0
10 Северная Казна
32
0,0
0,0
43,2
4,2
19,7
0
0
11 Союз
51
32,5
7,8
24,7
106,3
9,2
10,5
309
234
12 Тарханы
33
4,4
2,8
1,6
5,1
0,8
2,8
156
57
13 ВЕФК-Сибирь
19
0,0
4,2
0,0
1,4
0
0
14 Российский капитал
71+ 25,3
14,5
10,8
14,5
2,3
2,9
878
376
15 КИТ Финанс
61
68,0
68,0
0,0
110,5
11,8
4,1
1646
0
16 Банк Москвы
46+ 295,0
22,9
272,1
888,3
115,8
152,2
194
179
17 Солидарность
17+
8,2
0,1
8,1
24,0
2,7
9,9
83
82
18 Эллипсбанк
16+
5,4
5,4
17,2
2,5
10,9
49
49
19 Москомприватбанк
12+ 12,0
12,0
29,6
4,0
22,6
53
53
20 БТА Казань
11+
9,9
9,9
20,3
2,1
10,8
92
92
21 Мособлбанк (3 банка)
11+ 117,0
117,0
76,8
22,4
28,9
405
405
22 Балтийский Банк
8+
65,4
8,0
57,4
83,2
7,9
58,0
113
99
23 ТРАСТ
4+ 127,0
127,0
230,6
15,3
132,6
96
96
24 Группа «РОСТ» (5 банков)
4+
39,5
3,6
35,9
131,4
16,9
73,2
54
49
25 Фондсервисбанк
2+
0,0
89,5
7,7
13,9
0
0
26 Таврический
1+
28,0
28,0
47,2
4,2
16,3
172
172
ВСЕГО
912,2
132,6
779,6 2102,5
247,1
644,8
141
121
без Банка Москвы
617,2
109,7
507,5 1214,2
131,4
492,7
125
103
2008–2009 годы
204,9
98,1
106,8
464,3
45,7
115,6
177
92
2012–2015 годы
412,3
11,6
400,7
749,9
85,7
377,1
109
106
ЗАТРАТЫ НА САНАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ БАНКОВ
(НА НАЧАЛО КВАРТАЛА, КОГДА БЫЛА НАЧАТА САНАЦИЯ)
в балансах образуются, как правило,
не одномоментно. И даже не всегда
оттого, что банк разворовал и «ото-
гнал» деньги куда-то (хотя и такое слу-
чается). Как правило, механизм таков:
у банка образуется какая-то «дырка»:
например, перестал обслуживаться
крупный кредит, и банк пытается её
замаскировать путём создания пира-
миды — делает вид, что этот кредит
обслуживается, привлекает новые
вклады и т.д.
С одной стороны, долговремен-
ность нарастания проблем — весьма
разоблачительная для регулятора ин-
формация. С другой — его отчасти
оправдывает то, что «дыра» образо-
валась не в результате того, что одной
платёжкой украли, а в ходе долговре-
менного использования различных
пирамидальных схем, на которые
надзору очень непросто реагировать:
формально придраться и не к чему.
Часто собственники выдают кре-
диты своим компаниям, причём эти
компании вполне нормально обслу-
живают кредиты: на самом деле об-
служивают, а не просто «рисуют».
Но в случае отзыва лицензии мотива-
ция обслуживать такие кредиты резко
пропадает, они также выходят на про-
срочку, залоги выводятся—и мы име-
ем «дыру», которой в момент отзыва
лицензии ещё не было.
Хотя, как правило, есть какие-то не
вполне формальные звоночки, на ко-
торые надзор должен был бы среаги-
ровать: либо схема кредита не вполне
ясная, либо заёмщик не совсем понят-
ный, либо залога нет. То есть содер-
жательному надзору есть простор для
выведения банков на чистую воду.
БДМ:
А базельские рекомендации
за каким номером (подозреваю,
трёхзначным) способны обеспечить
раннее реагирование на все эти хи-
трые-хитрые схемы?
Всё же не надо оценивать ситуацию
слишком прямолинейно, вульгарно:
с одной стороны — банкиры, которые
всё разворовали, с другой — надзор,
который ничего не видит. Любой над-
зор исходит из того, что банкиры не
стараются угробить банк. Значитель-
ная часть таких хитрых схем относится
уже не к компетенции банковского над-
зора, а к ведению следственного коми-
тета, куда любители этих схем в итоге
и отправляются. Это зачастую не эко-
номические вещи, которые «лечатся»
надзором, а состав неких уголовных
преступлений.
Но повод задуматься о совершен-
ствовании надзора—очень серьёзный.
БДМ:
Как вы относитесь к идее созда-
ния специализированной структуры
для санации на базе «дочки» АСВ —
«Российского капитала»?
Думаю, это может иметь смысл для
санации очень крупных банков, для
которых может просто не найтись ин-
весторов. Либо таковые найдутся, но
будут запрашивать совершенно астро-
номические кредиты. Если санировать
придётся банки из первой двадцатки,
объём кредитов на их оздоровление
может составить сотни миллиардов
рублей. Не факт, что Банк России
будет готов такую сумму выдать под
полпроцента годовых: это уже совсем
другие последствия с точки зрения
кредитно-денежной политики.
58
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АВГУСТ 2015
АНАЛИЗ:
ОБЗОР