Стр. 61 - BDM_08_2015

Упрощенная HTML-версия

решения «Солидарность» получила
сеть отделений в 21 регионе России,
сотрудников, клиентскую базу, ка-
чественный кредитный портфель. К
«Солидарности» перешёл качествен-
ный портфель активов в размере 1,4
миллиарда рублей. Этот портфель со-
стоит из потребительских кредитов
работникам бюджетных организаций,
преимущественно образовательных
(школы, детские сады, вузы) и меди-
цинских (поликлиники, больницы).
По данным на 1 апреля 2015 года,
активы банка составили 21,8 милли-
арда рублей. Объём средств частных
лиц — около 9 миллиардов рублей,
кредитный портфель — 11,3 миллиар-
да, в том числе населению — 5,9 мил-
лиарда и предприятиям — 5,4. Устав-
ный капитал — 2,2 миллиарда рублей.
Самым сложным было и остаётся
урегулирование проблемных и просро-
ченных кредитов. Банк на протяжении
всего года вёл переговоры о возврате
долгов клиентов, которые образова-
лись в прошлые годы. В итоге за год
было возвращено более 1 миллиарда
рублей проблемной задолженности.
Эта работа будет продолжена. Каждый
случай имеет свою специфику, требует
индивидуального нестандартного под-
хода, долгих переговоров, судебных
процессов, зачастую нам приходится
разыскивать должников.
Мы очень ценим рекомендации
и поддержку АСВ, которое контроли-
рует финансовое оздоровление бан-
ка. Нам удаётся выполнять этот план
финансового оздоровления, который
рассчитан на семь лет, и мы планиру-
ем идти по графику.
Банк «Солидарность» является
частью группы, мы планируем разви-
вать его, как и другие региональные
банки.
БДМ:
Оцените идею создания специ-
ализированного банка-санатора на
базе банка «Российский капитал».
Идея сама по себе, возможно, и пра-
вильная. По сути, под санацию по-
падают банки с «плохими» кредита-
ми — в основном, собственникам.
Частные инвесторы тратят массу сил
на возврат таких долгов: пытаются
вразумить заёмщиков, обменива-
ются «гиблыми» кредитами с други-
ми банками, вязнут в арбитражных
процессах. Создание единого го-
сударственного санатора, который
взялся бы такие долги взыскивать,
подключая к делу по своим каналам
и ФСБ, и другие серьёзные структу-
ры, существенно повышает шансы
на возврат.
Если за созданием специали-
зированной структуры стоит эта
идея — хорошо. У неё будет масса
преимуществ: госструктуры меж-
ду собой взаимодействуют лучше,
чем с частными институтами. Ну
и одно дело — стырить у частной
структуры, совсем другое — по-
пытаться «забыть» про долг перед
государственной. Должников надо
учить отдавать долги, вплоть до уго-
ловной ответственности. И государ-
ству этим заниматься сподручнее.
БДМ:
Но, по сути, ведь речь идёт
о создании аналога АСВ, причём
на базе его же «дочки».
Задача АСВ — вернуть деньги вклад-
чикам. А откуда их брать? Из бюд-
жета? Всё-таки предпочтительнее
путём возврата «плохих» кредитов.
БДМ:
А собственно санация, оздо-
ровление проблемного банка?
В этом плане АСВ объективно ни-
чего не делало. Для реального оз-
доровления нужно взять банк под
плотное управление, чтобы 25 чело-
век день и ночь работали с полной
отдачей и за хорошие деньги. У АСВ
таких команд нет. Государственное
управление — это антиуправление.
Максимум, что может контролиро-
вать госуправляющий, — чтобы не
стырили остатки активов, способ-
ствовать возврату «плохих» долгов.
Он что, будет бизнес-стратегию
вырабатывать? Там же миллион во-
просов. На деле госуправление вы-
ражается в том, что держат людей,
которые сочиняют отчётность, изо-
бражают видимость соблюдения
нормативов в санируемом банке,
кормят айтишников.
Разрулить бизнес может только
новый частный собственник, за кото-
рым стоит профессиональная коман-
да. Государственная помощь может
выражаться в том, чтобы выдать ему
льготные кредиты и на какое-то вре-
мя закрыть глаза на нарушение нор-
мативов в санируемом банке, помочь
в судебных тяжбах, в реструктуриза-
ции задолженности. Государственно-
го бизнеса по санированию я не вижу.
От государства требуется машина
по выбиванию денег из должников.
От имени каждого банка это делать
хлопотно. А вот передавать «плохие»
долги в одну структуру, которая бу-
дет это мониторить, — здравая идея.
Если, конечно, именно она стоит за
предполагаемыми подвижками, а не
коррупционная, чего, к сожалению,
тоже нельзя исключать.
НУЖЕН
ВЫШИБАЛА
СОБЕСЕДНИК БДМ НА ЭТОТ РАЗ — ИНКОГНИТО. ИЗВЕСТНЫЙ
специалист по санации проблемных банков, он сейчас работает в крупной
международной компании, которая контакты с прессой не поощряет.
Но в данном случае в безымянности выявились и преимущества:
возможность высказываться более резко, не лакируя своё мнение в угоду
«взвешенности» формулировок, которые показаны должностному лицу.
АВГУСТ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
61
АНАЛИЗ:
ОБЗОР