свойственными и нашему безбожному
времени, правдиво отражённому в моих
книгах. В природе русского предпри-
нимателя и в методах «сколачивания»
капитала ничего не изменилось. Правда,
в наше время ушёл деспотизм и само-
дурство могучих отцов в семье. Но, увы,
уходят в прошлое и сами традиционные
семьи. Любопытно показан в книге про-
цесс предпринимательства, то есть добы-
вания денег церквями, раскольничьими
скитами и даже хлыстовскими сектами.
В этом году я начал слушать аудиокниги
на айфоне во время немалых прогулок,
походов и разминок, что ведёт к увеличе-
нию их продолжительности и к произво-
дительности «чтения». Советую всем!
БДМ:
Как вы пришли к коллекционирова-
нию произведений искусства и реше-
нию создать галерею?
В моём приходе к коллекционированию,
по-моему, не обошлось без мистики. Лет
18 назад на старинной пешеходной улице
Иркутска я приобрёл особняк XIX века.
В зале ресторана были отреставрирован-
ные замечательные живописные фрески,
а на фасаде — скульптурные изобра-
жения. Это натолкнуло меня на мысль
назвать ресторан «Вернисаж». Мой род-
ственник и сподвижник, известный ир-
кутский поэт и просветитель Геннадий
Гайда—свой человек в среде и писателей,
и живописцев — горячо подхватил идею,
и в 1998 году мы решили совместить от-
крытие ресторана с первой частной вы-
ставкой живописи в нашем городе. Гена
привлёк десяток лучших художников
и собрал великолепную экспозицию.
Правда, я не сразу же проникся радостью
созерцания городских пейзажей, сибир-
ских лесов и деревень, портретов извест-
ных и просто выразительных людей.
С детства, после знакомства с истори-
ей Гекльберри Финна, я мечтал провести
ночь в храме или в музее, среди икон или
картин. Банкетная ночь открытия «Вер-
нисажа» оказалась именно такой. Ближе
кполуночипредпринимателиразошлись,
а группа художников, писателей и мы
с Геннадием беседовали до утра, а со стен
взирали на нас картины и манили войти
в родные просторы и в дорогие сердцу
улочки старого города. После этой ночи
в душе что-то сдвинулось, а назавтра
я уже начал смотреть другими глазами на
творения своих ночных визави.
БДМ:
Какими работами из своей коллек-
ции вы особенно гордитесь и почему?
Я нисколько не страдаю, что мой не
олигархический капитал исключает
коллекционирование Репина или Айва-
зовского... Они хорошо показаны и без
меня, а кроме того, мои деньги пошли
бы в основном в руки ловких торгов-
цев подделками, заполонившими ры-
нок старинных шедевров. В Иркутске
и в Бурятии прекрасная школа не только
литературы с Валентином Распутиным
и Александром Вампиловым, но также
живописи и скульптуры. Моя коллекция,
во-первых, отвечает потребностям души,
а во-вторых, более тысячи экспонатов —
это большие деньги, поддерживающие
дорогих моему сердцу художников и чле-
нов их семей, включая наследников. Есть
в моей коллекции и этюд Константина
Коровина, и картина французского ху-
дожника XIX века Кортеса Эдуарда Лео-
на, и мраморная скульптура Владимира
Беклемишева, ноне вних суть коллекции.
БДМ:
Чем привлекли вас произведения
скульптора Даши Намдакова?
УДашиНамдакова—своё видение мира,
в нём отражается древний эпос народов
Сибири, чувствуется тектонический гул
времени из очень далёкого прошлого,
в котором жили наши предки, глубоко
почитаемые бурятами и особенно самим
Даши. Он подобен Лермонтову, который
в молодые годы создавал такие мудрые
и совершенные произведения, что в них
буквально чувствовался опыт прошлой
жизни его самого или его предков. Даши-
нима так же явственно ощущает себя не
отдельным человеком, а представителем
своегодревнегорода. Умение связатьпро-
шлое и современность, Бурятию и Евро-
пу, а также врождённое чувство пластич-
ности и достоверности образов создают
не похожий ни на кого художественный
мир ДашинимыНамдакова.
БДМ:
Как ориентироваться в многообра-
зии современного искусства человеку,
который только-только ощутил в себе
интерес к нему? На что ориентировать-
ся, чтобы не потеряться в этом обшир-
ном потоке?
Нужно прежде всего оглядеться по сто-
ронам на своей малой родине. Познако-
миться с творчеством своих земляков,
с местными музеями, а затем сделать сво-
ими любимыми местами старую и новую
Третьяковскую галереи, Русский музей
в Санкт-Петербурге и мою Иркутскую
галерею.
БДМ:
Общаетесь ли вы с другими коллек-
ционерами и галеристами? Что, на ваш
взгляд, общего у людей, которые этим
занимаются?
Общее между коллекционерами — их
состоятельность, ибо требуется немало
средств. Различаются они степенью ле-
гальности источников средств и, соответ-
ственно, открытостью либо закрытостью
своей коллекции. У большинства — кол-
лекция для себя и потомков. Открытых,
как у меня, коллекций очень немного.
Галеристы также делятся на две группы:
для одних в России — это весьма непро-
стой и малорентабельный бизнес, для
других—душевнаяпотребностьделиться
прекрасным, а кроме того, и средствопод-
нятия имиджа. ВЛондоне, например, есть
галеристы, которые запросто могут за-
фрахтовать самолётпододного знакомого
нам мастера. Комментарии об их успеш-
ности и доходности бизнеса излишни.
БДМ:
Что важнее всего для коллекцио-
нера: иметь в своём собрании уникаль-
ную вещь, видеть своё имя над входом
в музей или галерею, открыть доселе
неизвестный талант?
Для настоящего коллекционера важна
сама коллекция. Коллекционер в чём-то
сродни ребёнку, который собирает марки
или значки не для вывески и не для пре-
стижа. Каждыйколлекционер весьма оза-
бочен, чтобы были продолжатели дела,
сохраняющие воплощённую в любимых
произведениях живую душу собирателя,
чтобы созданное им детище жило много
десятилетий, а лучше веков, притягивая
в свою орбиту и внуков, и правнуков.
Беседовал
Алекс ГРОМОВ
ДЕКАБРЬ 2015
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
121
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ