Стр. 84 - BDM_2016-03

Упрощенная HTML-версия

внутреннего пространства. Кто-то
плывёт по волнам душевной сумяти-
цы, другой же досконально исследует
ландшафт своей психики и планомер-
но его меняет. Хаос — это не более чем
интерпретация воспринятого. Когда
мы не в силах осознать имеющиеся
данные, касаются ли они событий
внешнего или внутреннего мира, мы
не видим взаимосвязи между частями,
упускаем лежащую в основе всех про-
цессов последовательность. И считаем
воспринятое хаосом, бессмысленным
и бесцельным смешением частей.
Хаоса нет, есть нежелание восприни-
мать очевидное. Именно нежелание,
потому что любое внутреннее смяте-
ние даётся человеку тогда, когда он
нуждается в росте и вполне способен
осознать всё, что творится в его душе.
Иллюзия хаоса рождается на стыке
внутренней реальности и попыток
отрицать её очевидность. Отказыва-
ясь брать на себя ответственность за
результаты своей жизни, мы склонны
прятаться за оправданиями, закры-
ваться психологическими защитами.
Чтобы получить ответы на мучающие
человека вопросы, стоит изучить свои
механизмы психологической защиты.
Именно они определяют, какой спо-
соб преодоления иллюзии хаоса под-
ходит данной личности.
БДМ:
Возможно ли в эпоху глобали-
зации сохранение и демонстрация
аутентичного народного искусства
не в музейном «законсервирован-
ном», а в живом и развивающемся
варианте?
Возможно, через творчество людей,
развивающих именно аутентичные
формы искусства. Например, этно-
фольклорная группа «Туран», кол-
лектив из пяти молодых музыкантов,
словно сошла со старых чёрно-белых
фотографий. Ребята прославлены на
весь мир, дали сотню сольных кон-
цертов в самых разных странах, их
слушали монархи и президенты, они
закрывали Олимпиаду в Сочи, а этой
весной группа выступит перед коро-
лём Непала, а затем перед королевой
Великобритании. Звучание народных
казахских инструментов приглашает
слушателя кочевать вместе с музыкан-
тами по древним, но вдруг ожившим
векам.
БДМ:
У вас есть опыт воплощения
произведений в разную форму:
книга, мюзикл, фильм. Можно ли
сказать, что сейчас настало время,
когда синтез видов и форм искусств
имеет особое значение?
Да, такой синтез является особым
творческим процессом, при котором
надо ощутить жанровую суть не-
скольких произведений, переплавить
их в своём сердце и создать нечто
принципиально новое. Человеческое
сознание неуклонно растёт, сейчас
мы вмещаем в себя столько знаний,
недоступных узкому восприятию
людей предыдущих эпох. Всё ярче
проявляется многогранность лич-
ностной натуры, люди стремятся об-
рести как можно больше жизненного
опыта: меняют профессии, пробуют
строить новые и новые отношения,
переезжают из страны в страну. И они
хотят и могут воспринимать более
широкие форматы искусства. Именно
такие, синтезированные виды искус-
ства становятся сейчас носителями
нужных обществу ценностей, подавая
жизненно необходимую суть в требу-
емой форме.
БДМ:
Какое влияние, на ваш взгляд,
оказывает на современного творче-
ского человека география — будь то
регулярные путешествия или прожи-
вание в определённой местности?
География и климат оказывают мощ-
ное влияние на формирование лич-
ности и её восприятие. Например,
суровые условия гор повышают агрес-
сию, она требуется для выживания
в недружелюбной природе. Жители
субтропиков более дружелюбны, но
высокие температуры затормажива-
ют мышление и восприятие, обуслов-
ливают появление избыточной лени
и безответственности.
БДМ:
А можно ли сказать, что в совре-
менном мире эти факторы природ-
ной среды нивелировались сами по
себе (машины и самолёты избавили
от долгих странствий, кондиционе-
ры — от жары), но их влияние ещё
сохраняется в культурной памяти?
И в чём причина такой его устойчи-
вости?
Техника не может сильно изменить
этнические особенности, вызванные
климатом и географией. Генотип из-
меняется очень медленно, прошло
совсем немного времени от периода
полного погружения человека в при-
родную среду до наших дней. Конди-
ционеры не меняют базовых условий
местности: магнитный фон, давление,
состав воды и воздуха, длина свето-
вого дня и пейзаж не меняются тех-
нически до своих основ. Так что гор-
мональный фон и поведение человека
изменяются весьма незначительно.
БДМ:
Чем можно объяснить то, что
в некоторых случаях формирование
традиционного характера идёт по
противоположному пути? К примеру,
мексиканские индейцы тараумара
известны как один из самых не-
конфликтных народов, живущих
в гармонии с природой, хотя условия
их обитания в горах Сьерра-Мадре
очень суровы.
Действительно, такие случаи нетипич-
ного отклика на условия внешней сре-
ды имеются. Но они вовсе не противо-
речат первоначальному утверждению.
Каждый ищет
свой способ
гармонизации
внутреннего
пространства. Один плывёт
по волнам
душевной
сумятицы, другой изучает
ландшафт своей
психики
и
меняет
его
МАРТ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
83
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ