ёмкость этого направления превышает 23 триллиона руб-
лей только за 2015 год. Совершенно точно, расширение до-
ступа к госзакупкам будет основным стимулом развития
сегмента МСБ.
В отношении банков необходимо отметить, что был
опыт, когда банки раздавали деньги компаниям и инди-
видуальным предпринимателям «направо и налево», без
залогов и поручительств, используя подходы розничного
кредитования, то есть коробочные программы с макси-
мально упрощённой схемой выдачи. В некоторых кредит-
ных организациях даже существовали так называемые
«кредитные фабрики». Но ничего хорошего из этого не
получилось по разным причинам.
В 2015 году мы пересмотрели программы кредитования
малых и средних предприятий и сегодня продолжаем кре-
дитовать компании этого сегмента сравнительно активно.
В целом мы крайне заинтересованы в наращивании кре-
дитного портфеля юридических лиц, включая МСБ, но не
любой ценой.
Хочется добавить одно очень важное, на мой взгляд,
наблюдение. Банковский бизнес сегодня существенно
трансформировался, прежде всего вследствие влияния
политики регулятора. Это аксиома, и с этим невозможно
не считаться. Однако наши предприниматели не уловили
тренд и в большинстве своём никак не хотят меняться, осо-
бенно в сегменте МСБ. Я имею в виду подходы к ведению
ВЫБИРАЕМ
РОЗНИЦУ
Марина
ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Директор департамента
развития бизнеса
московского региона
Связь-Банка
4
Мы придерживаемся такого же мнения: ипотека была и останется драйвером
роста рынка розничного кредитования. Но при этом одним и, может быть, самым
важным стимулом роста ипотеки является поддержка со стороны государства и запуск
программы субсидирования процентной ставки, которая направлена и на поддержание
строительного рынка, и на поддержание банковской системы, что в комплексе помогает
решить нашим клиентам свои жилищные вопросы.
Связь-Банк активно работает на рынке ипотечного кредитования с 2009 года. С нуля
мы наработали огромную клиентскую базу и сформировали большой качественный
ипотечный портфель.
Говоря о вкладе программы субсидирования в развитие рынка ипотечного кредито-
вания в 2015 году, можно сказать, что фактически программа его запустила. А в 2016-м
все участники рынка и клиенты с большим одобрением восприняли новость о продле-
нии программы ещё на год. Безусловно, от этого выиграли все: и клиенты, и застрой-
щики, и банки, которые смогли вернуть на рынок приемлемые для клиентов ставки.
Только за два первых месяца нынешнего года выдачи по субсидированной ипотеке
в Связь-Банке составили 1849 кредитов на сумму 3,664 миллиарда рублей — что на 6%
выше, чем выдачи за два последних месяца прошлого года. Доля субсидированной ипо-
теки в выдачах за 2016 год составила 92%, а ипотечный портфель банка вырос уже на 6%.
5
Конечно, для нашего банка одним из приоритетных направлений развития являет-
ся именно розничный бизнес. Мы предлагаем клиентам демократичные процент-
ные ставки и по депозитам, и по кредитам. Совместно с партнёрами-застройщиками за-
пускаем различные акции для снижения процентных ставок по кредитным продуктам.
Также у нас широкий спектр карточных продуктов. Банк одним из первых приступил
к эмиссии карт национальной платёжной системы «Мир». Кроме традиционных для всех
российских банков Visa иMasterCard, мыпредлагаем карты японской платёжной системы
JCB. В 2014 году запущена и активно реализуется программа лояльности для клиентов
«Признание», которая позволяет за накопленные баллы приобрести не только товары
через крупнейший интернет-магазин, но и купить билеты различных авиакомпаний.
Комиссионные продукты—очень важная часть наших доходов, и мы постоянно ра-
ботаем над предложением рынку новых интересных страховых продуктов от надёжных
и уважаемых компаний. Предлагаем и юридические услуги для клиентов, развиваем
сервис с индивидуальными банковскими ячейками.
Конкурировать на рынке банковских услуг с каждым годом всё сложнее, банк дол-
жен отвечать самым взыскательным требованиям и пожеланиям клиентов. Могу пред-
положить, что большинство банков на ближайшее время выбирают для себя одним из
приоритетных направлений именно розницу.
32
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АПРЕЛЬ 2016
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ