Стр. 96 - BDM_2016-05

Упрощенная HTML-версия

сторону мифа, а не подкидывать
самую низкую, примитивную ин-
формацию. В этом я всегда видел
какой-то кайф. Сейчас, рассказывая
своим студентам и читателям о ли-
тературе, занимаясь работой лите-
ратурного обозревателя на радио
и в Интернете, я пытаюсь немного
перевернуть мир и изменить совре-
менного человека. Рассказать ему
о том, что хорошие книжки всё-таки
существуют и их действительно ин-
тересно читать.
БДМ:
А чем вас привлекает горно-
лыжный спорт и какая из дисци-
плин в нём вам более всего нра-
вится?
Горнолыжный спорт — это целая
вселенная, которую не опошлят
даже предавшие его спортивные чи-
новники. Привлекают красота и ма-
гия пейзажа, искусство управления
своим телом, скорость, медитация.
Лесной фрирайд и слалом-гигант
нравятся мне больше других видов
и дисциплин.
БДМ:
Расскажите о вашей работе
на телевидении: что запомнилось,
какой опыт вы там приобрели, что
изменилось во взглядах на жизнь?
Всё, что не новости, — монумен-
тально. Долбишь породу, отсекаешь
лишнее. Создаёшь форму, образ, со-
держание. Телевидение люблю имен-
но такое — без шоуменов и жур-
налистов с надрывно-зловещими
интонациями. Хорошие вопросы
и искренний интерес к собеседнику
делает ток-шоу настоящим откро-
вением, а не перебивание и реклам-
ный возглас: «В нашей студии!..» Из
множества осуществлённых проек-
тов в памяти остался документаль-
ный фильм об истории Тверской
улицы — от Триумфальной площа-
ди до Белорусского вокзала — для
канала ТВЦ, автомобильные сюже-
ты с Иваном Зенкевичем для «Рос-
сии-1» в 2012-м, сюжеты об истории
привычных предметов для «Доброе
утро, Россия» в 1998 году и, конечно,
горнолыжная программа «Диагноз:
горы» на канале 7ТВ. Работа на теле-
видении даёт чёткое понимание, для
кого ты в кадре или за кадром: для
своей гордыни или для зрителя. На-
хождение в эфире — наркотик. При-
выкание мгновенное. Знаю людей,
которые готовы на всё, чтобы быть
в эфире, и за это платили. Есть те,
кому важно что-то сказать людям,
их значительно меньше. Меня дав-
но не раздражают омерзительные
провокативные ведущие на главных
федеральных каналах. Они пусты
и никчёмны, даже если в прошлом
имели репутацию серьёзных журна-
листов. Для меня хуже другое и дру-
гие. На канале «Культура», который
я смотрю регулярно, случаются
программы, в которых уважаемые
дяденьки вальсируют со своими
академическими знаниями, напо-
миная о литературе уже знающим
и совершенно не помогая популя-
ризировать и развивать культуру
и вкус к литературе у нынешних
поколений. Современный студент,
посмотрев такую программу, мо-
жет отвернуться от глубин культу-
ры надолго, если не навсегда. Зачем
существуют развлекательные, пусть
даже вульгарные шоу — понятно.
А для кого программа с контентом
уровня докторской степени в линг-
вистике? Меня телевидение научи-
ло чувствовать аудиторию, своего
зрителя. Не потакать его вкусам, но
быть понятным, раскрывая для него
нечто новое.
БДМ:
На ваш взгляд, как специали-
ста, реклама является отражением
массового сознания или всё же
формирует его?
Реклама сплачивает людей в массы
потребителей, как когда-то лозунги
делали из людей трудящиеся массы.
Это проблема будет в России до тех
пор, пока существенно не улучшит-
ся социальное положение регионов.
Пока ассортимент огромен, а воз-
можностей к приобретению у боль-
шинства россиян мало, с приорите-
том материальных желаний будет
справиться непросто. А стало быть,
реклама будет формировать созна-
ние эффективней книг и музеев.
России нужно время для синхрони-
зации с капиталистическим созна-
нием, ведь технологии обновляют-
ся быстрее алгоритмов мышления
и поведения, тем более вне крупных
городов. Чтобы массовое сознание
было выше рекламных лозунгов,
а реклама стала креативной и яркой,
нужно ещё полвека.
БДМ:
Над чем вы сейчас работаете?
Готовлю к изданию ещё несколько
книг, в частности про бобра, для
серии «Занимательная зоология»,
96
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2016
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ