прежде всего связанных с ВЭБом,
механизмы вполне работоспособные,
но тормозят внутренние проблемы,
а в итоге — львиная доля выделяемых
средств тратится на непрофильные
активы и собственное содержание.
Есть, наконец, третья категория ин-
струментов, которые хорошо себя за-
рекомендовали, но их возможности
ограничены. В первую очередь это
Фонд развития промышленности.
Его объём — 40 миллиардов рублей.
По нашим меркам, это копейки. Пото-
му что прорывных проектов, которые
уже прошли экспертизу фонда и их
спокойно можно кредитовать на дли-
тельные сроки и под умеренную став-
ку, — уже на сотни миллиардов.
Сегодня эта ситуация понятна,
и совершенно очевидно, что требу-
ется инвентаризация существующих
институтов развития. Нужно опреде-
лить, в каких случаях мы имеем эле-
ментарную болезнь роста, в каких —
неэффективна сама модель, а в каких
нужно просто подвести под работаю-
щий механизм нормальное финан-
сирование. Но уже сейчас понятно,
что во всех случаях нужно включать
жёсткий контроль над целевым ис-
пользованием средств.
БДМ:
Интересно. Но если отжать
сухой остаток, то мы опять воз-
вращаемся всё к тому же рефрену:
«приходите завтра». А хоть один
эффективно действующий сегодня
механизм вы могли бы привести?
Я с большим интересом и удоволь-
ствием наблюдаю, как набирает обо-
роты Федеральная корпорация по
развитию малого и среднего предпри-
нимательства. Тем более что у нашей
ассоциации с ней — партнёрские от-
ношения, заключено соглашение о со-
трудничестве. Корпорация совсем
ещё молодая, но результаты вызыва-
ют уважение. О том, что работа ведет-
ся эффективно, говорит в том числе
тот факт, что Банк России увеличил
с 50 миллиардов до 75 миллиардов
рублей лимит рефинансирования
банков по льготной ставке под га-
рантии Корпорации МСП. Думаю,
однако, что с учётом взятых темпов
и ожидаемого расширения числа
банков-партнёров и этот лимит будет
выбран достаточно быстро.
Секрет — в конкретизации глав-
ной задачи. Корпорация МСП при-
звана ускорить инвестиции в разви-
тие предприятий малого и среднего
бизнеса. И задачу эту она замкнула
на конечный спрос в их продукции
крупнейших отечественных компа-
ний. В программе на данный момент
участвуют 35 компаний, и они до
сих пор зачастую ориентировались
на зарубежные поставки. А теперь
их практически обязали осущест-
влять определённую долю закупок
у отечественных малых и средних
производителей, с сохранением, есте-
ственно, существующих требований
к качеству товаров и услуг. Отсюда
и возникли инвестиционные про-
екты, связанные с модернизацией
и развитием прошедших конкурс
предприятий. А поскольку сбыт про-
дукции гарантирован, то и креди-
тование таких проектов становится
низкорискованным.
На этот рынок кредитования и со-
риентирована «Программа 6,5». Суть
её в том, что банки могут получить
средства по программе рефинанси-
рования ЦБ РФ по ставке 6,5% под
поручительство Корпорации МСП,
сроком до трёх лет — по ранее выдан-
ным на определённых условиях кре-
дитам малым и средним предприяти-
ям. Эти компании должны работать
в определённых программой прио-
ритетных отраслях, отвечать ряду
финансовых и нефинансовых требо-
ваний. Размер кредита при этом со-
ставляет от 50 миллионов до 1 мил-
лиарда рублей, а стоимость денег для
конечных заёмщиков не должна пре-
вышать 10% для субъектов среднего
и 11% для субъектов малого предпри-
нимательства. Так что маржа банков
(с учётом комиссии КорпорацииМСП
в 0,5%) здесь невелика — 3–4%.
Такая модель поддержки мало-
го и среднего бизнеса, судя по всему,
попала в точку. И проявляется это не
только в росте выданных кредитов.
Если в прошлом году за шесть послед-
них месяцев удалось довести общий
объём прямых закупок у крупных
компаний с госучастием до 62 милли-
ардов рублей, то только за два первых
месяца нынешнего он уже составил
64 миллиарда. Но особо я бы отметил
тот факт, что в среднем на долю МСП
в общем объёме закупок компаний
приходится почти 25%, а у некото-
рых этот показатель превышает 80%.
На мой взгляд, есть основания, чтобы
сделать два очень важных вывода. Во-
первых, крупные компании действи-
тельно разворачивают свой спрос на
продукцию отечественного произво-
дителя. А во-вторых — нашему про-
изводителю есть что им предложить
на конкурентоспособном уровне.
И это, конечно, радует.
БДМ:
Не могу не порадоваться вме-
сте с вами, тем более что и рынок
внимательно следит за тем, как
Центробанк впервые, наверное,
так глубоко влезает в дела реаль-
ного сектора. А смущает, пожалуй,
только одно: участвуют в програм-
ме только 12 крупнейших наших
банков. А где остальные?
Думаю, что упрёк в данном случае
справедлив. Но механизм только про-
ходит первую обкатку, и предлагать
его сразу на широкий фронт вряд ли
оправданно. Нужно понять и выстро-
ить взаимосвязи, определить точки
и инструменты контроля и только по-
сле этого предлагать всей банковской
Чтобы
совершить
рывок, требуется
последовательная
политика
государственной
поддержки
малого и среднего бизнеса
и в целом реального
сектора
8
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2016
ПОЗИЦИЯ