БДМ:
Но для развития нужны инве-
стиции, а они не идут, хотя деньги
в стране есть.
А как они могут пойти, если нет внят-
но очерченных перспектив? Не пони-
мая действий правительства, люди
с апатией относится к громким заяв-
лениям и призывам и никак не про-
являют себя в предпринимательской
деятельности. Поэтому мы и сидим
в норме накоплений в 18%, в то вре-
мя как для прорыва она должна быть
вдвое больше.
Ключевое условие для роста инве-
стиций — определённость. Когда инве-
стор понимает, что собирается делать
власть — федеральная, региональная,
муниципальная, — тогда ему легче
определиться: стоит ли вкладываться
в те или иные проекты или нет. А для
этого нужно разработать стратегию
развития экономики на долгосрочный
период, увязав её с отраслями и регио-
нами. Разбита она должна быть на эта-
пы, исамыйдетализированный—крат-
косрочный, на ближайшие три года.
Вторая важнейшая задача стра-
тегии — зафиксировать неизмен-
ность правил игры. Разумеется, они
не могут не меняться — жизнь идёт.
Однако новации не должны иметь об-
ратной силы — по уже реализуемым
проектам. Для бизнеса это важней-
шее, ключевое условие.
И третий момент — надо пока-
зать пример инвесторам, что само
государство активно участвует
в реализации этой стратегии как
организационно, так и в финан-
совом плане. Разговор наш мы на-
чали с институтов развития. Да, не
всё здесь благополучно, но важнее
другое: уже понятно, что конкрет-
но нужно делать. Работа Корпора-
ции МСП, Российского экспортного
центра, Фонда развития промыш-
ленности — это долгосрочные,
а значит, стратегические перспек-
тивы. Более того, уже наработаны
конкретные и вполне эффективные
процедуры отбора перспективных
проектов.
Плюс к этому у нас есть довольно
большой задел несырьевых экспорт-
но ориентированных предприятий.
Они уже поставляют свои товары на
экспорт, но им нужны деньги, чтобы
расширить производство заведомо
конкурентоспособной продукции.
Иными словами, в стране уже имеется
существенныймассив проектов, риски
кредитования которых минимальны.
Особенно если подвести под них ме-
ханизмы рефинансирования и иных
видов государственной поддержки.
Разумеется, сложить все эти пазлы
в единую картину — большая и серь-
ёзная работа. Но она видна и понят-
на, а значит — исполнима в рамках
формирования стратегии нашего
развития. И если мы не побоимся эту
работу выполнить, то уже через два–
три года увидим совершенно другую
страну с новой, конкурентоспособ-
ной экономикой.
Беседовал
Виталий КОВАЛЕНКО
10
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2016
ПОЗИЦИЯ