Стр. 36 - BDM_2016-05

Упрощенная HTML-версия

кто, как не представители малого
бизнеса, лучше понимают и харак-
тер, и глубину проблем, и варианты
их решения? Это была очень плот-
ная, качественная работа с привле-
чением знающих экспертов, с поис-
ком необходимых компромиссов.
То есть тщательно проведён весь
подготовительный этап. И мы впра-
ве ждать конкретных результатов.
БДМ:
Но почему так происходит,
Александр Сергеевич? Ведь всем
вроде бы понятно, что каждый
день промедления заводит ситуа-
цию в тупик, тогда как реальные
решения помогли бы развернуть
экономику хотя бы в части малого
бизнеса?
Причины разные: и неповоротли-
вость бюрократического аппара-
та, и безответственность отдель-
ных чиновников, и непонимание
остроты проблемы. Есть и другое.
Скажем, вот уже два года разраба-
тывается закон о самозанятости,
в нём, казалось бы, заинтересованы
все. Но, оказывается, у финансово-
экономического и социального бло-
ков правительства — разный взгляд
на самозанятость, и договориться
между собой они никак не могут.
А арбитра нет — и работа буксует.
БДМ:
И кто может стать таким арби-
тром? Нельзя же все конкретные
вопросы проводить через прези-
дента или премьера?
Считаю, что Кабинету министров
нужно определить, кто станет ар-
битром. Ведь есть и сейчас прави-
тельственные комиссии, но они со-
бираются раз в год, а при подобной
периодичности выполнения остав-
шихся 18 пунктов президентского
поручения по малому бизнесу при-
дётся ждать годами. Здесь нужен как
минимум еженедельный режим.
Обнадёживает то, что и поруче-
ния президента по малому бизнесу,
и предложения «ОПОРЫ РОССИИ»
вошли в антикризисный план пра-
вительства, — думаю, это поможет
ускорить процесс, поскольку в этом
документе указаны конкретные сро-
ки. Однако в любом случае нужен
какой-то орган, активизирующий
принятие решений, даже если на ту
или иную проблему существуют раз-
ные точки зрения.
Мы с этим столкнулись в про-
цессе подготовки закона о контроле
и надзоре. Чтобы понять, для чего он
нужен, замечу, что за последние два
года только в КоАП было принято
более 100 поправок, в разы выросли
суммы штрафов, добавилось осно-
ваний для проверок, а количество
проверок (не считая налоговых) —
2 миллиона в год. Думаю, понятно,
почему предприниматели выносят
проблему контроля и надзора на
второе место в числе ключевых? Де-
сятки миллиардов рублей изымают-
ся у бизнеса ежегодно в виде штра-
фов, и их трудно оспорить в судах.
Так вот, когда началась работа
над законом, стало ясно, что если
«застолбить» в нём всё, что есть к се-
годняшнему дню, то дело будет толь-
ко хуже. В результате интегратором
вместо Минэкономразвития стало
Открытое правительство, а к диа-
логу пригласили представителей
и надзора, и предпринимательского
сообщества. И только после этого
вышла дорожная карта по контро-
лю и надзору, которую недавно под-
писал премьер. А когда такая карта
есть, арбитраж берёт на себя прави-
тельство. Ну, вот хотя бы таким пу-
тём будем двигаться…
С той же самозанятостью — тут
ведь даже не специальный закон
нужен, достаточно внести измене-
ния в Налоговый и Гражданский
кодексы. Но, как я уже говорил, не
сошлись во мнениях два министер-
ства, и дело застопорилось. Выходит,
без арбитра никак нельзя.
БДМ:
Получается, как всегда,
«провисает» исполнительский
уровень — а ведь именно на этом
уровне всё и замыкается?
Не всегда, кстати, «провисает».
Вспомните, какой проблемой у нас
долгое время было подключение
к энергосетям, — так ведь положе-
ние изменилось кардинально. По-
тому что была принята дорожная
карта, обозначен конечный испол-
нитель и обеспечен контроль. И вот
прошло три года — и проблема
практически решена. А вот газовый
вопрос завис, потому что нет ни до-
рожной карты, ни координатора, ни
головного исполнителя. При таком
раскладе решить проблему никак не
получается. Кстати, то же самое про-
исходит и с водой. В итоге предпри-
ниматели, чтобы как-то выйти из
положения, по возможности бурят
свои скважины и переходят на ди-
зельное отопление. Но так не везде
получается, да и недёшево дизельное
отопление.
БДМ:
Конечно, чиновников сейчас
только ленивый не ругает, но по-
нять критиков легко — очень уж
достала эта неповоротливость
и неспешность бюрократов. Но, мо-
жет, это так и надо принимать —
как объективную реальность?
Так ведь бывает и другая реаль-
ность, с удовольствием приве-
ду пример. Когда в прошлом году
в Банке России создали рабочую
группу по финансированию мало-
го и среднего бизнеса, нашлось не-
мало скептиков: дескать, ещё одна
говорильня. И к счастью, ошиблись:
группа получилась действительно
рабочая. Входят в неё, с одной сто-
роны, руководители ЦБ, с другой —
представители делового сообще-
ства, причём те, кто «в курсе», кто не
только досконально знает проблему,
но и имеет свои предложения по
её решению. То есть с самого нача-
ла предусмотрен диалог. Действует
группа постоянно, а раз в квартал
председатель Банка России собира-
ет её участников на встречу, чтобы
«сверить часы».
БДМ:
Алгоритм хороший, что и гово-
рить, но каковы результаты?
Сначала скажу, что мы реши-
ли избежать крайностей, одна из
36
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2016
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК