Стр. 47 - BDM_2016-05

Упрощенная HTML-версия

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР АНКЕТЫ БДМ
6
Доля МСБ в кредитном портфеле банка — более по-
ловины от всего объёма и составляет 56,5%. Мы гото-
вы увеличивать кредитный портфель для такой категории
клиентов при наличии спроса — с наступлением опреде-
лённости в экономике и при оценке рисков как умеренных.
7
На правительственном уровне необходимо предо-
ставить предприятиям малого и среднего бизнеса —
производителям продукции внутри страны — налоговые
льготы, наполнить региональные бюджеты денежными
средствами, повысить платёжеспособность населения —
основного потребителя услуг МСБ. Необходимо укреплять
доверие малого и среднего бизнеса к государственным ор-
ганам, через реальные действия, например, выполнение
указания президента о смягчении административных барь-
еров для поддержки малого и среднего бизнеса. Однако,
по мнению самого бизнеса, налоговый режим в стране
ужесточается, растёт число необоснованных штрафов.
В банковской сфере чрезмерное участие государства ста-
вит кредитные организации в неравные условия, средства
вливаются в не самые эффективные банки, поэтому растёт
монополизация банковского рынка.
значимых параметров, но не определяющий. Более важными являются другие
условия: доступность денег, скорость принятия решения, сложность при оформ-
лении кредита, обеспечение, требуемое банком и т.п. Разумеется, малому и сред-
нему бизнесу неразумно ожидать ставок в своём сегменте, сопоставимых со став-
ками в сегменте корпоративном. Да и ключевая ставка не оказывает в этом случае
решающего влияния на конечную стоимость денег для этого клиента. Чудес не
бывает: банки закладывают в ставку свои возможные потери, свой труд и свою
маржу. Вероятность риска в этом сегменте выше, да и трудозатраты значительнее,
чем в корпоративе.
5
Несомненно, средства МСП Банка — это серьёзное подспорье для сегмен-
та. Год от года программа улучшается, становясь всё более осмысленной,
доступной и автоматизированной. Основное пожелание — это большее доверие
к программам коммерческих банков, которое должно выражаться в использо-
вании их продуктовой линейки и договорной базы. По сути, достаточно един-
ственного ограничения — «допустимая маржа не более чем». Все остальные
условия можно отдать на откуп кредитному учреждению. Как правило, прак-
тический опыт у банка больше, знает сегмент он лучше, да и отвечать в конце
концов — ему.
6
Если придерживаться федерального закона о МСБ, то кредитный порт-
фель юридических лиц и индивидуальных предпринимателей банка
«Возрождение» на четверть состоит из кредитов этому сегменту. Но не так важ-
но определение закона, как система принятия решения и продуктов, в рамках
которых этот портфель сформирован. Если внутренняя сегментация в законе
и в банке совпадают — хорошо, если нет, то не стоит относить к сегменту малого
и среднего бизнеса кредиты, которые выдавались, по сути, в рамках корпоратив-
ных риск-процедур. В любом случае я не сомневаюсь, что доля МСБ в портфеле
будет расти.
7
Я довольно часто слышу вопрос: «Что нужно сделать правительству, чтобы
МСБ стал лучше себя чувствовать?» Нет ничего проще — надо попробовать
организовать свой малый бизнес, и все сложности сразу всплывут на поверхность.
При этом не надо пользоваться ни помощью секретарей, ни административным
ресурсом, ни знакомствами — только Интернет вам в помощь. Попробуйте пол-
ностью самостоятельно, обладая ограниченным финансовым ресурсом, «зайдя
с улицы», организовать свой бар, магазин, детскую игровую комнату, пекарню
или ещё какой-то полезный для общества и интересный для вас бизнес. Поверьте,
это будет непростой, интересный и полезный квест. Именно поэтому я с таким
уважением и отношусь к людям, ведущим свой малый бизнес.
МАЙ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
47
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ