РЫНОК
НАЧАЛ ОЖИВАТЬ
Вячеслав АНДРЮШКИН
Заместитель
председателя правления
Азиатско-Тихоокеанского
Банка
1
Наша ниша — это как раз малый и средний бизнес, а также частные клиенты.
Специально для небольших компаний банк активно разрабатывает пакеты услуг,
позволяющие существенно экономить на комиссионных расходах. Мы выдаём кредиты
на инвестиционные цели, осуществляемфинансовое консультирование и многое другое.
Рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») по итогам 2015 года АТБ признан
лидером по темпам роста портфеля кредитов, выданных предприятиям малого бизнеса.
Причём мы продолжаем наращивать эти объёмы.
Малые и средние предприятия представляют собой вполне жизнеспособный и вы-
сокодоходный бизнес, даже несмотря на непростые времена в экономике.
2
Безусловно, после начала санкций, скачков валют и прочих изменений в эконо-
мике, которые случились в стране более года назад, не только люди, но и компа-
нии были вынуждены минимизировать все свои кредитные обязательства. Но время
идёт, и люди постепенно начинают привыкать к условиям, сложившимся по-новому.
Серьёзные изменения в экономике в конечном итоге не отменяют нормального течения
жизни. И сейчас мы можем констатировать, что рынок начал оживать.
3
Да, безусловно, перемены есть и они налицо. Отрадно, что финансовая грамот-
ность в целом по системе стала намного выше. Собственники бизнеса стали
значительно более профессионально относиться как к собственному развитию, так
и к обучению персонала, ведению финансовой отчётности. Бизнес всё прочнее входит
в цивилизованное поле.
4
Не у всех компаний МСБ — низкая рентабельность. Из своей практики можем
выделить, например, предприятия сферы услуг, торговые предприятия (особенно
торгующие продовольственными продуктами). Дела в этих сферах идут вполне нор-
мально, так как они являются высокомаржинальными. И дилеммы нет. На самом деле
преимущественно малый бизнес более рентабелен, чем крупный корпоративный.
Линейка продуктов для МСБ в банке постоянно расширяется, а ставки по кредитам,
наоборот, снижаются. Например, сейчас лидером по спросу среди руководителей мало-
го бизнеса стал кредит «Микро-лайт». Его особенность заключается в том, что, имея
стабильный и платёжеспособный растущий бизнес, можно в короткое время получить
достаточно серьёзные средства на любые цели. Причём предприниматель может их по-
тратить на любые цели — без привязки к обязывающему целевому использованию.
Возможно получение этого кредита без залога.
Совсем новая услуга банка, разработанная для бизнеса, — пакет услуг «Простое ре-
шение», включающий комплексное расчётно-кассовое обслуживание на специальных
льготных условиях. Пакет адресован небольшим компаниям и индивидуальным пред-
принимателям: представители малого бизнеса смогут оптимизировать свои бизнес-
процессы и получить экономию в 10% за счёт скидок, включённых в данный пакет.
6
Да, стратегия развития банка предполагает увеличение доли малых и средних
предприятий в нашем портфеле. На текущий момент их количество даже боль-
ше, чем крупных.
7
Для развития малого и среднего бизнеса на правительственном уровне делается
многое. Я бы ещё отметил необходимость введения гарантийных механизмов, ко-
торые позволят снизить стоимость государственных гарантий малому бизнесу. То есть
специальные фонды поддержки малого и среднего бизнеса должны быть именно фон-
дами поддержки, а не средством для зарабатывания. Кроме того, очень важно повысить
доступность кредитных средств для малых и средних компаний.
52
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2016
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ