Стр. 56 - BDM_2016-05

Упрощенная HTML-версия

БИЗНЕС
АДАПТИРОВАЛСЯ К НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Сергей МАРТЫНЕНКО
Советник председателя
правления
ТрансКапиталБанка
1
Для ТрансКапиталБанка сегмент МСБ является одной из ведущих целевых ауди-
торий, с которой мы очень плотно работаем во всех регионах своего присутствия.
Привлекательность этого направления заключается в высокой доходности и маржи-
нальности бизнеса, а также лояльности клиентов, которые, как правило, остаются
с банком на продолжительное время.
2
Да, заметили. Объясняем тем, что новая реальность уже перестала быть ново-
стью, а бизнес адаптировался к новым ставкам и условиям.
3
Улучшения с точки зрения прозрачности есть. По сравнению с предыдущими
кризисами, когда малый бизнес активно уходил в тень, сегодня сделать это стало
значительно сложнее. Благодаря реализованным за последние несколько лет инициати-
вам ЦБ и налоговых органов, а также ряду других мер в области мониторинга и контро-
ля, уходить стало некуда. Для банков это, безусловно, большой плюс, так как деятель-
ность клиентов становится более прозрачной, а работа с ними — более предсказуемой.
Что касается притока молодых людей в малый бизнес, то этого мы как раз не видим.
В малом бизнесе сейчас намного больше людей, которые пришли в него уже давно,
освоились, стали профессионалами. А вот молодёжь как раз не спешит. Мне кажется,
на эту тенденцию сильно повлияло большое, даже избыточное количество информации
о том, как непросто стало заниматься малым бизнесом сегодня. Конечно, в ней много
правды, и говорить об этом необходимо и обязательно, чтобы вопросы решались, что-
бы проблем становилось меньше. Но рисовать всё только чёрной краской нельзя. Плю-
сы тоже есть, равно как и потенциал для роста. Мне кажется, сегодня здесь не хватает
«позитивной пропаганды» в хорошем смысле этого слова. Нельзя концентрироваться
только на том, что бизнес кошмарят. Есть истории успеха, есть возможности — это
тоже реальность, и хотелось бы, чтобы молодые и продвинутые всё-таки приходили.
4
Малый бизнес — это очень неоднородный сегмент, и вопрос низкой рентабельно-
сти я бы не обобщал. Где-то она ниже, где-то—выше. Мы эту задачу решаем путём
дифференциации в подходах: по сегментам, по виду деятельности и пр. Предприятиям,
занятым в переработке и производстве, например, предлагаются более низкие ставки.
Особенно это касается компаний, связанных с импортозамещением. Для предприятий
сферы торговли и сервиса ставки выше.
К высокой стоимости кредитов рынок уже адаптировался, как я говорил выше. Ко-
нечно, есть компании, которые ориентируются в первую очередь на более низкие став-
ки в рамках финансированя с господдержкой, но спрос на стандартное кредитование,
несмотря на ставки, снова есть, и он постепенно растёт.
5
Безусловно, такое сотрудничество помогает. Какие-то отдельные вопросы по
процессам взаимодействия ещё могут требовать оптимизации с обеих сторон,
но важно помнить, что многие инициативы являются очень новыми. Чтобы добиться
максимальной эффективности, необходимо время.
7
За последнее время было запущено сразу несколько программ и инициатив, ко-
торые в ближайшей перспективе должны привести к значительным улучшениям
в секторе малого бизнеса. В частности, я говорю про обеспечение доступа к государ-
ственным гарантиям, целый ряд налоговых и регуляторных послаблений, ускорение
процесса расчётов с предприятиями данного сектора со стороны госкомпаний и пр.
Надеюсь, что результаты этих решений мы увидим уже в обозримой перспективе.
Параллельно крайне важно стимулировать спрос на товары и услуги сектора, обе-
спечивать рост покупательской способности населения. От этого очень много зависит.
56
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2016
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ