люди, которым сама природа дала
возможность тренироваться мень-
ше для получения результата. Од-
нако процент гениев минимален.
Большинству людей, чтобы развить
свой талант, нужно довольно много
работать. Это, безусловно, касается
и написания текстов. Также нужно
понимать, что мир вокруг нас очень
быстро меняется. Меняются и фор-
маты текстов. Здесь очень нагляд-
ным является пример новой книги
Александра Тимофеевского, автора
стихов и крылатых выражений, ко-
торые каждый из нас знает с дет-
ства. Именно ему, кстати, принад-
лежит фраза: «Ребята, давайте жить
дружно». В 2016 году Александр вы-
пустил книгу про енота, оформив
текст в форме рэпа. Кстати, сделал
он это очень профессионально.
Не многие современные рэперы спо-
собны качественно вложить смыс-
ловой текст в подобную форму.
БДМ:
Что натолкнуло вас на мысль
написать книгу, посвящённую раз-
личным аспектам русского языка
и особенностям его применения
в современной литературе?
Меня раздражает ситуация, скла-
дывающаяся в современном сту-
денчестве. Когда я смотрю на ауди-
торию, которой преподаю, то вижу,
что глаза у студентов умные, лбы
высокие, и, в общем-то, всё с точ-
ки зрения физиогномики говорит
о том, что они не лишены интеллек-
та. Даже при минимальном обще-
нии с ними я понимаю, что они не
выросли в специальном лагере, где
существовало множество преград
для восприятия культурной инфор-
мации. Тем не менее общий гума-
нитарный уровень развития совре-
менной молодёжи (как школьников,
так и студентов) крайне низок. Это
парадокс: в свободном обществе со
свободным доступом к информации
сегодня гуманитарный уровень че-
ловека в 20 лет в 10 раз ниже, чем
уровень человека моего поколения,
выросшего в советском тоталитар-
ном ограниченном пространстве.
Почему? Потому что современные
дети, школьники и даже студен-
ты не умеют из огромного потока
информации выбирать именно то,
что поможет им развиться. И я ре-
шил написать книгу «Возвращение
к языку». Она получилась очень не-
большой по объёму. Мне есть что
написать, но никто бы не стал чи-
тать толстый том. Я стремился по-
дать информацию в лёгкой форме,
чтобы читатели поняли, что я гово-
рю на их языке.
Главная моя цель — «спасти»
кого-нибудь. Я хочу, чтобы хоть
какое-то количество людей, кото-
рые прочитают книгу, смогли начать
по-другому относиться к русскому
языку, чтобы они поняли, какой это
кайф — писать. Это крайне важно,
ведь в современной эстетике нет ни
одного занятия, которое человек
выполнял бы хорошо, если бы не по-
лучал от этого удовольствия.
Поэтому цель книги — пробу-
дить хотя бы у части читателей удо-
вольствие от написания хорошего
текста. Люди должны почувство-
вать, насколько это здорово, и сами
должны захотеть развивать куль-
турное пространство страны, буду-
чи журналистами или даже просто
родителями, которые в состоянии
прочитать сказку ребёнку с пра-
вильными интонациями.
БДМ:
Почему в качестве приме-
ров для самостоятельной работы
в книге повторяются одни и те же
слова, что в них особенного?
Многократное повторение одного
и того же слова даёт возможность
ученику или студенту понять, что
в каждом таком слове на самом деле
содержится огромное количество
вариаций его использования. Если
бы набор слов в упражнениях всегда
был разным, то создавалось бы ощу-
щение, что подобная лексика подхо-
дит только конкретно для этой си-
туации. А когда слова крутятся одни
и те же, мы на самом деле понимаем,
что, например, «лиса», «люстра» или
«кисть» могут быть использованы
в тысячах вариаций. Это и есть по-
нимание богатства русского языка,
его лексического пространства.
Я просто подбирал слова-
объекты одушевлённые и неодушев-
лённые. И старался найти те слова,
у которых много совершенно раз-
ных значений. Например, «ковёр»,
который может оказаться цветоч-
ным ковром или тем, который висит
на стене.
БДМ:
Что собой представляет, по
вашему мнению, профессия жур-
налиста в современном мире?
Журналистика — это миссия, кото-
рая подразумевает задачу расширить
кругозор другого человека или ты-
сяч, миллионов людей, а также най-
ти информацию и придать ей форму,
которая взбудоражит ум и сердце.
С одной стороны, журналистика —
это тщеславие, гордыня, управление
людьми, но с другой — настоящая
магия. Ведь если вкусно и интересно
рассказать о новой выставке, можно
пробудить у человека желание от-
правиться на неё и, возможно, изме-
нить его жизнь к лучшему.
Так случилось, что в 1991 году
я стал водить экскурсии и позна-
комился с журналистом «Незави-
симой газеты» Игорем Ротарем,
который сказал мне: «Неплохо рас-
сказываешь, может, ты так же и пи-
шешь?» Я попробовал себя в этом
деле и стал писать. С тех пор испы-
тываю большой азарт при создании
текстов и желание писать о такой
стороне события или предмета,
с которой читатели мало знакомы.
Например, отдав много лет жизни
спортивной журналистике и гор-
нолыжному спорту, я всегда писал,
что слово «экстрим» в профессио-
нальной среде не принято. Нет экс-
тремальных видов спорта, потому
что профессионал понимает, что
в случае серьёзной травмы горно-
лыжник или сноубордист может
остаться инвалидом, не способным
кормить свою семью. Здесь речь уже
идёт о серьёзной ответственности.
Людям нужно показывать другую
МАЙ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
95
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ