МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ
ЗОЛОТОЙ ВЕК ПОЭЗИИ
АНДРЕЙ ЩЕРБАК-ЖУКОВ
— ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОЗАИК, ПОЭТ,
сценарист, автор научных исследований о современной литературе
и кинематографе. За свою творческую деятельность отмечен многими
престижными призами и премиями.
БДМ:
Вас по праву называют создате-
лем и идеологом концепции «инфо-
романтизма», соединяющего совре-
менную отечественную фантастику
и русский романтизм XIX века и ли-
тературные течения начала XX-го.
Расскажите об этом подробнее.
О, это давняя история. Подробно не
получится. Постараюсь рассказать
хотя бы кратко. Когда я начинал пи-
сать первые свои рассказы, во второй
половине 1980-х, у меня была теория,
что в середине века лидирующим ху-
дожественным приёмом бывает реа-
лизм, а на стыке веков — романтизм.
Так было в конце ХVIII — начале
XIX века. Мы хорошо знаем герман-
ских романтиков, а также сказочни-
ков, а в основе литературной сказ-
ки — тоже романтический приём.
В России это Одоевский, Лермонтов,
сказки Пушкина… Так было и на сты-
ке XIX и XX веков: новые романти-
ки — Оскар Уайльд, Шарль Бодлер…
А в середине веков: XIX-й—Тургенев,
Толстой, Достоевский; XX-й —Шоло-
хов, Трифонов, Солженицын… Я сей-
час называю имена, которые первые
приходят в голову.
Конечно, в этой теории много юно-
шеского максимализма и есть натяж-
ки. Но тогда мне казалось, что наше
поколение должно стать третьими
романтиками. Романтиками эпохи ин-
формации, в которую мир входил как
раз в это время. И мы с художником
и писателем Всеволодом Мартыненко
придумали слово «инфоромантизм».
То есть романтики эпохи информа-
ции. Нас тогда поддержал Сергей Лу-
кьяненко, который тоже начинал в эти
годы. Но слаженной литературной
группы не появилось…
Прошло больше 10 лет, и мой друг,
прозаик и поэт Николай Калиничен-
ко, предложил мне создать поэтиче-
скую группу и вместе читать стихи.
Мы решили, как говорится, «влить
новое вино в старые мехи». «Обнови-
ли» понятие и стали под этим именем
читать стихи. Позвали Игоря Мина-
кова, Нику Батхен и рок-поэта Сергея
Морозова, сейчас это группа «Апо-
логия». Получилось «поэтическое со-
дружество инфоромантиков» — со-
кращённо ПСИ. Мы и сейчас читаем
стихи под именем ПСИ, но уже не
всем составом.
БДМ:
В вашей новой книге описана
такая ситуация: «Один благород-
ный рыцарь необычайно гордился
своим романтическим настроением.
А выражалось это в том, что изо дня
в день он искал встречи с единоро-
гом…» Заканчивается всё не слиш-
ком хорошо. Как, по-вашему, роман-
тизм изначально был синонимом
невнимания к реальности или стал
таковым только в наши дни?
Всё абсолютно не так. Конечно, это
ирония. Точнее — самоирония. Как
я уже говорил, в юности я был боль-
шим романтиком и, если честно, по-
прежнему им остаюсь. Для меня ро-
мантизм — это в первую очередь вера
в своё предназначение и неуклонное
и твёрдое следование ему. А на этом
пути могут быть… Нет, не просто мо-
гут быть, а определённо будут испы-
тания, разочарования. Но следовать
всё равно нужно. Иначе ты — не ро-
мантик.
Говорят, что всё повторяется —
сначала в виде трагедии, потом в виде
фарса. Но мудрец не знал постмодер-
низма. Для романтиков стыка XVIII
и XIX веков романтизм был траге-
дией, романтизм стыка XIX и XX ве-
ков уже отдавал фарсом. В наше вре-
мя он заразился постмодернизмом.
Со свойственной этому направлению
карнавализацией и принижением
возвышенного. Но в том-то и сила ро-
мантизма, что его принизить не полу-
чится. Об этом, кстати, и мой рассказ
«Алые паруса 2».
БДМ:
У вас есть и философские
стихи, и юмористические — от чего
зависит, какой из этих мотивов пре-
валирует в вашем творчестве в тот
или иной момент?
Мой сборник стихов «Нью-Энд-
Бестиарий» охватывает несколько де-
сятилетий. Отсюда и его название: new
and best — новое и лучшее. В книжке
есть несколько очень старых стихов,
98
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2016
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ