Стр. 11 - BDM_2016-06-07

Упрощенная HTML-версия

валютные спекулянты. Они вос-
пользовались уходом с рынка
Центрального банка и принялись
раскачивать «курсовые качели»,
извлекая из каждого такого рыв-
ка сверхприбыль. Даже простая
девальвация рубля вдвое уже даёт
100% дохода, а профессионалы ис-
пользуют каждое его падение и каж-
дый отскок. При этом ключевая
ставка в 11% — это запрет на кре-
диты для реального сектора, а для
спекулянта и 40%— не препятствие.
Он всё равно будет брать деньги
у Центрального банка, тем более что
нужны они ему всего на несколько
дней. А конечным источником тако-
го обогащения становится обесцене-
ние рублёвых доходов и сбережений
граждан. Механизм прост: деньги из
наших карманов, из реального сек-
тора перетекают на валютную бир-
жу и дальше — в офшоры. Всего, по
оценкам, из страны выведено таким
образом $50 миллиардов.
БДМ:
И в чём же, на ваш взгляд,
состоит суть денежно-кредитной
политики, в которой нуждается
экономика страны?
Во-первых, как и в других успешных
странах, она должна стать денежно-
промышленной. А во-вторых, быть
реальным инструментом управле-
ния развитием. Для этого политика
должна обладать способностью пе-
рераспределять денежные ресурсы
и доводить их до тех точек, где они
обеспечат максимальный эффект —
как для конкретного бизнеса, так
и для экономики в целом.
Но чтобы такой инструмент воз-
ник, необходимо знать, куда должны
двигаться деньги. Иными словами,
нужна стратегия экономического
развития. В нашем понимании она
должна носить смешанный харак-
тер. Это, прежде всего, — опере-
жающее развитие нового техноло-
гического уклада и массированные
инвестиции в создание производств,
которые он порождает. Второй ори-
ентир — динамичное навёрстыва-
ние в тех областях, где мы близки
к передовым позициям. И наконец,
догоняющее развитие — за счёт им-
портных технологий в тех сферах,
где мы серьёзно отстали. Эта триада
целей и должна сформировать со-
временную стратегию экономиче-
ского развития России.
БДМ:
Очень уж это напоминает
наше недавнее прошлое, когда на
первое место ставился план, а под
него уже подвёрстывали и финан-
сирование, и исполнителей. Боюсь
только, что такой подход вызовет
идеосинкразию не только у бизне-
са, но и у государственных управ-
ленцев.
Бизнес как раз воспринимает та-
кой подход спокойно, более того,
как правило, поддерживает. Много-
кратно в этом убеждался в личных
встречах и откровенных беседах.
И это неудивительно: чтобы подни-
мать серьёзное дело, нужно видеть
как минимум среднесрочную пер-
спективу.
Реакция управленцев неодно-
значна, но негатив возникает, толь-
ко когда приходит осознание, что
предстоит существенно менять всю
систему управления. Это в любом
случае неизбежно, если мы действи-
тельно хотим развития националь-
ной экономики. А с другой сторо-
ны, работа в этом режиме уже идёт.
Оба антикризисных плана прави-
тельства — не что иное, как попытка
в ручном режиме исправить, а часто
и противостоять тому, что воспро-
изводит действующая политика
финансово-экономического блока.
И не будь этого, спад ВВП был бы
намного больше.
Поэтому убеждён, механизмы
стратегического развития будут
с одобрением восприняты боль-
шинством субъектов экономики.
Нужно только сразу же и внятно
провести водораздел между преж-
ним директивным планированием
и предлагаемым индикативным.
Суть его — в конструктивном диа-
логе, в рамках которого предприни-
матели, учёные и инженеры вместе
с государственными чиновниками
прорабатывают конкретные цели
и способы их достижения, чтобы на
этой основе принять взаимные обя-
зательства — то есть создать условия
реализации поставленных задач.
Только на такой равноправной основе
и возможно частно-государственное
партнёрство, которое опирается,
в конечном счёте, на конкретные
контракты, а предшествует этому —
индикативное планирование.
Именно так поступали японцы,
когда поднимали свою программу
модернизации, ставшую «японским
чудом». Чрезвычайно велика роль
планирования в США, Китае, Ин-
дии и во многих других странах.
В деталях системы, естественно, от-
личаются, но суть одна: на основе
долгосрочных прогнозов государ-
ство определяет приоритеты, после
чего вместе с бизнесом разрабатыва-
ются конкретные механизмы и так-
тика достижения поставленных
целей. А формализуется эта работа
в индикативных планах и взаим-
ных контрактах. Мы, кстати, уже на
практике приступаем к подобным
форматам: недавно президент пред-
ложил частно-государственные ин-
вестиционные контракты, в рамках
которых предприятие берёт на себя
обязательство модернизировать
производство и нарастить в резуль-
тате выпуск современных товаров,
а государство отвечает на это паке-
том реальных льгот. Остаётся толь-
ко дополнить механизм целевыми
кредитами.
БДМ:
Мы по сути вернулись к на-
чалу разговора. Крах нынешней
модели связан в первую очередь
с пересыханием источника роста.
Но чтобы запустить предлагаемые
вами механизмы, всё равно нужны
деньги. Где их взять?
Денежные власти пытаются вну-
шить, что дело это исключительно
сложное и простому человеку недо-
ступное. На самом деле наша денеж-
ная система очень проста и включа-
ет несколько эмиссионных потоков.
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
11
ПОЗИЦИЯ