Первый и главный — эмиссия денег
под покупку иностранной валю-
ты. После 2008 года это в основном
были иностранные кредиты и ин-
вестиции. Но сегодня они закры-
ты экономическими санкциями.
Два других потока — валютный
и рублёвый РЕПО. Центробанк сей-
час их поддерживает в сокращаемом
режиме для балансировки спроса
и предложения на межбанковском
рынке. Для производственной сфе-
ры значимы два других потока. Это
2,5 триллиона рублей — для рефи-
нансирования коммерческих бан-
ков под обязательства предприятий.
И проектное финансирование, кото-
рое составляет смешную сумму —
около 100 миллиардов рублей.
Мы предлагаем перейти к гиб-
кой денежной политике с низкими
процентными ставками через мно-
гоканальную целевую кредитную
эмиссию, которая позволит дове-
сти до предприятий столько денег,
сколько им нужно для модерниза-
ции и наращивания производства.
Здесь нет никакой экзотики, это
обычная практика всех стран, кото-
рые проходили период восстановле-
ния или структурной перестройки.
Право на низкие процентные ставки
определяется способностью заём-
щика принять деньги и их вернуть.
Контроль над этими параметрами
должен быть жёстким, дабы не до-
пустить перетока денег в инфляци-
онные каналы.
Выстраивать кредитные потоки
необходимо в соответствии с го-
сударственными приоритетами.
Это — госпрограммы, включая обо-
ронный заказ, поддержку экспорта,
малый и средний бизнес, строитель-
ство, импортозамещение, институ-
ты развития. При этом, естественно,
сохраняются такие важные инстру-
менты регулирования, как ключевая
ставка и действующий кредитный
механизм, необходимый для балан-
сировки спроса и предложения де-
нег на банковском рынке.
В то же время система банков-
ского надзора и регулирования
должна быть существенно пере-
нацелена. Во-первых, необходимо
вернуть конституционную обязан-
ность Центрального банка — обе-
спечение стабильности националь-
ной валюты. Вторая важнейшая
задача связана с созданием барье-
ров, которые перекрыли бы возмож-
ность перетекания целевых денег на
рынок финансовых спекуляций и за
рубеж. Сегодня из страны ежегодно
выводится $120–150 миллиардов.
Они могут и должны влиться в об-
щий поток инвестиций. Требуемые
для этого инструменты хорошо из-
вестны. Более того, совсем недавно
в нашей же стране большинство из
них достаточно эффективно дей-
ствовали, и никто — ни экономи-
ка, ни население — не испытывали
трудностей с покупкой или прода-
жей валюты.
БДМ:
Судя по всему, реальные
перемены в управлении могут
произойти никак не ранее, чем
через полтора–два года. Такие
сроки, по мнению ряда участников
Экономического совета, потребу-
ются для выработки новой модели,
но вряд ли их будет достаточно
для формирования национальной
стратегии развития. А что за эти
годы произойдёт с национальной
экономикой?
Такого времени у России нет. Слиш-
ком велика угроза сползания в стаг-
национную ловушку, выбраться из
которой, как показывает мировой
опыт, гораздо сложнее, чем из обыч-
ного кризиса. Поэтому двигаться
придётся параллельно: как в сфере
осмысления, так и в практической
области. Тем более что основные
параметры, формирующие угрозу
стагнации, можно использовать как
буфер для рисков, неизбежных при
развороте на траекторию роста.
Загрузка мощностей сегодня
упала до 60%. Это очень тревожно,
особенно если учесть, что речь идёт
не только о старых, доставшихся от
советских времён предприятиях, но
и о современных, вошедших в строй
в последние пять–семь лет. С другой
стороны, это не что иное, как более
чем 40%-ный производственный ре-
зерв, который свяжет дополнитель-
ные денежные средства, если устра-
нить главную макроэкономическую
причину — недоступность кредита.
Аналогичная ситуация с пробле-
мой занятости. Избыток людей —
в форме неполного рабочего дня
и вынужденных отпусков составля-
ет примерно 20%, и если ситуация
сохранится, они вскоре окажутся
на улице. Но если откроется финан-
сирование, то можно как минимум
на такую же величину увеличить
выпуск продукции с имеющимися
работниками, никого не привлекая
со стороны. А вдобавок у нас есть
ещё и практически неограниченный
резервуар дешёвой рабочей силы —
в рамках Евразийского экономиче-
ского союза сегодня сняты все барь-
еры, тормозившие её приток.
Таким образом, у нас нет огра-
ничений для роста ни по мощно-
стям, ни по трудовым ресурсам, ни,
наконец, по научно-техническому
потенциалу — он используется не
более чем на 20%. И если мы уже
завтра начнём выстраивать систе-
му нормального кредитования ре-
ального сектора, то послезавтра
можно ожидать выхода на темпы
роста не менее 6–7% в год. Бизнес,
правда, не согласен с такими оцен-
ками. Он готов поднять планку до
10%, и, думаю, его расчёты ближе
к реальности.
Начавшийся рост, вне всякого
сомнения, создаст благоприятные
условия для сбалансированного
решения проблемы спроса. Да и за-
дачи новой модели, стратегии, пе-
реориентация системы управления
на цели развития — все они обретут
конкретику, а стало быть, и реаль-
ность.
Беседовал
Виталий КОВАЛЕНКО
Фото:
интернет-журнал
«Новая политика»
www.novopol.ru
12
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2016
ПОЗИЦИЯ