Стр. 40 - BDM_2016-06-07

Упрощенная HTML-версия

экономические интересы своих граждан. Скажем, объе-
динение в товарищество собственников жилья предпо-
лагает снижение издержек каждого собственника за счёт
совместного ведения хозяйства. Но преимущества от
«колхоза» можно получить только тогда, когда правле-
ние видит перспективу развития и умеет её реализовать.
Ещё очень важно, чтобы правление не воровало деньги
«товарищества», заключало договоры с подрядчиками
с учётом интересов не отдельного члена правления, а все-
го коллектива собственников. Интересов — с точки зре-
ния и качества, и цены.
В вопросе относительно баланса интересов «бизнеса
и государства» нет третьей составляющей равновесия —
граждан. К сожалению, сложилось так, что, говоря «госу-
дарство», понимаем или конкретных чиновников, или их
группы. Естественно, и «государство», и «бизнес» рабо-
тают над реализацией своих интересов, часто противо-
положных интересам граждан страны. Граждане должны
формировать запрос на государственную политику, сна-
чала внутреннюю, а потом (на деле — одновременно, но
по приоритетам), чтобы было что защищать дома, и вне
его. Внутренняя политика должна определять правила
поведения бизнеса, меры общественного, гражданского
контроля и введения регулирования возможностей биз-
неса с целью достижения взаимных интересов. Это значит:
не продавать лицензии на разработку угольных разрезов
в черте существующих посёлков, не гонять хантов по тун-
дре при желании освоить ещё одно нефтегазовое место-
рождение, даже не думать о мысли провести нефтепровод
рядом с Байкалом и т.п.
Скорее всего, альтернативы союзу граждан, бизнеса
и власти нет. И если говорить об «азиатских тиграх», то
чувствуется запрос на Ли Куан Ю.
3
«И прокурор твой, и все, кто всерьёз занимается
экономикой, прекрасно знают, что воруют. Больше
того, кажется, 15% государственного бюджета отводится
специально под воровство». Сказано это было в рассказе
Василия Шукшина «Энергичные люди», когда «компенси-
ровалась» невозможность выплаты «энергичным людям».
Сейчас компенсацию из государственного бюджета «на
воровство», в связи с непростым состоянием бюджета,
надо бы прекратить. Прекратить воровство «губерния-
ми», «космодромами» и «армиями». Ну, по крайней мере,
снизить его немного, пока опять не подорожает нефть,
уголь, металлы. Просто потому, что эти деньги попадают
в государственную казну из финансов предприятий. Для
того чтобы у предприятий появились свободные оборот-
ные средства, надо реально снизить финансовую нагруз-
ку. Выплата зарплаты сотрудникам с нагрузкой под 40%
в пользу внебюджетных, но тех же государственных, фон-
дов не мотивирует бизнес к росту зарплат. Описанный
в вопросе заколдованный круг лишь на первый взгляд
заколдован. Всё колдовство в том, что в структуре за-
трат предприятий самая защищённая статья — расчёты
с бюджетом. Мы знаем ст. 855 ГК и описанную там оче-
рёдность. Но работнику можно заплатить меньше, задер-
жать выплату, как-то иначе «реструктурировать долг по
зарплате», а с госбюджетом и «внебюджетными» фондами
такие номера не проходят. Потом, узнавая из новостей,
ПРОБЛЕМА —
НЕ В НЕДОСТАТКЕ ДЕНЕГ
Сергей ХЕСТАНОВ
Советник
по макроэкономике
генерального директора
АО «Открытие-Брокер»
1
Чем меньше вмешивается государство — тем обычно лучше. Однако это вовсе не
отменяет корпоративного планирования.
2
Вмешательство государства в экономику всегда ведёт к росту издержек, сниже-
нию качества и часто — к коррупции.
3
Инфраструктурные проекты (дороги, мосты, линии связи, газификация) могут
заместить падающий спрос. Но в условиях коррупции это работает очень не-
эффективно.
4
Наиболее вероятное решение проблемы бюджетного дефицита — девальвация
рубля. Экспорт обеспечивает 43% наполнения бюджета, а расходы бюджета —
почти исключительно рублёвые...
5
Проблемы российской экономики не связаны с недостатком финансирования.
Они связаны с падением платёжеспособного спроса и очень высокой преми-
ей за риск. Чисто монетарными методами, без структурных реформ, их не решить
в принципе.
40
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2016
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ