ЛЮБАЯ ЭКОНОМИКА
НУЖДАЕТСЯ В ПЛАНИРОВАНИИ
1
Любая экономика нуждается в планирова-
нии, нуждаются в нём даже предприятия, по-
этому у каждого уважающего себя есть бизнес-план.
Планирование в масштабах страны как долгосрочное
прогнозирование — просто необходимо. Но не обяза-
тельно оно должно быть индикативным, а может быть
в виде постановки государством конкретных задач тем
или иным отраслям, под которые будут выделяться го-
сударством же соответствующие ресурсы.
В принципе элементы такого планирования у нас уже
есть. Например: строительство спортивных объектов
и реконструкция Сочи к зимним Олимпийским играм
2014 года, строительство Керченского моста в Крыму
и т.д. Государство ставит задачи частному бизнесу, а биз-
нес, получив контракт от государства, его выполняет. При
этом государство частично финансирует проект.
Планирование могло бы придать более упорядочен-
ный, системный характер управлению крупными госу-
дарственными проектами. Тем более что Россия — это
страна не малого бизнеса, а крупных корпораций, в том
числе государственных. Так что мы уже давно созрели
для планирования, просто наша власть не решается от-
крыто в этом признаться, заменяя планирование ком-
плексом пожарных мер.
В Китае и Индии государство принимает планы раз-
вития на пять лет. В результате Китай — крупнейшая
экономика мира и лидер по темпам экономического ро-
ста, а Индия показывает очень высокие темпы роста.
Более того, Всемирный банк прогнозирует, что в сле-
дующем году Индия вместе с Китаем станут одним из
локомотивов мировой экономики. Модель «невидимой
руки рынка» хороша в теории, но на практике в XXI веке
мало где применима.
2
Большим заблуждением является тезис о том, что
Южная Корея, Сингапур и чуть позже КНР доби-
лись своего «экономического чуда» исключительно бла-
годаря частным инвестициям из США и отрицанию роли
государства. Это не так. В частности, от такого заблуж-
дения камня на камне не оставил южнокорейский эконо-
мист Ха-Джун Чанг. На самом деле основным фактором
успеха этих стран стал протекционизм по отношению
к иностранным товарам, который, разумеется, обеспе-
чило государство.
Государство в Южной Корее, не говоря уже о Ки-
тае, помогало развиться отечественному производству.
Для Южной Кореи помощь государства отечественно-
му производителю была не просто фактором развития,
а фактором выживания, так как конкуренция со сто-
роны японской электроники и автопрома в Азии была
очень сильна, и казалось, что развивающаяся страна
Корея не сможет конкурировать с высокоразвитой Япо-
нией. Но именно благодаря жёсткому протекционизму
Наталья МИЛЬЧАКОВА
Заместитель директора аналитического
департамента компании «Альпари»
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
49
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ