к финансированию бюджета из фонда благосостояния.
При этом потребность в деньгах у реального сектора
экономики нисколько не увеличилась. Поэтому и возни-
кает денежный профицит, с которым предстоит бороть-
ся Банку России. А финансировать экономику против её
воли — бесполезно. Можно сколько угодно увеличивать
денежную массу, это только увеличит инфляцию. Сегодня
банки не кредитуют реальный сектор не потому, что у них
недостаточно денег, а потому, что мало «качественных» за-
ёмщиков. За них сегодня идёт среди банков «борьба», и они
получают относительно недорогие ресурсы. Расширение
же кредитования можно обеспечить снижением инфля-
ции. Как только бизнес получит сигнал о том, что инфля-
ционные ожидания снижаются, что монетарные власти
привержены политике инфляционного таргетирования
и будут добиваться поставленных целей, — ставки начнут
снижаться и будет увеличиваться спрос на деньги.
6
Это тоже следствие высокой инфляции, о чём гово-
рилось в ответе на предыдущий вопрос.
смягчения денежно-кредитной политики и роста инвестиций, сколько за счёт
очень доступного потребительского кредита и относительно низкого курса валю-
ты. При этом наибольшим спросом пользовались импортные товары, именно их
и брали в кредит. Рост спроса работал не на российскую экономику, если быть
объективными. На рост благосостояния населения — возможно, но точно не на
повышение экономической мощи страны. Такая модель оказалась неэффективной,
потому что не генерировала большого роста производства и рабочих мест в стране,
и получилось, что при завершении этого цикла от него не осталось никакого по-
зитивного эффекта.
4
Повышение доходов бюджета достигается в первую очередь увеличением фи-
скальной нагрузки на бизнес. Другой вариант — долговое финансирование,
и его потенциал у нас далеко не исчерпан. Такой вариант является наиболее умест-
ным инструментом с учётом низкой долговой нагрузки государства.
С другой стороны, наш бюджет может быть более консервативным в части рас-
ходов. Однако это уже не только экономический, но и политический вопрос.
5
Сейчас действительно сложился профицит ликвидности в силу ряда при-
чин: бюджетные деньги в большом количестве поступили в финансовый
сектор, увеличилась валютная выручка, банки ещё не начали активно выдавать
кредиты. Ситуация — не самая хорошая для банковского сектора, потому что
ликвидность необходимо во что-то вкладывать, иначе она обесценится. При этом
активное кредитование в текущей ситуации может стать причиной увеличения
проблемного портфеля, к тому же такой подход идёт вразрез с требованиями
регулятора.
В итоге получается, что причина избытка ликвидности — это не следствие её
высокой стоимости, а отсутствие инструментов для вложения.
6
Банки должны быть заинтересованы в кредитовании реального сектора под
приемлемые ставки. При этом должна быть и недорогая ликвидность, и нор-
мальная клиентская база. В этой ситуации прямое распределение бюджетных денег
будет неэффективно.
Существует ряд инструментов для налаживания партнёрских отношений между
государством, банками и реципиентами финансирования: гарантийная система,
рефинансирование, фонд промышленной политики и другие институты развития.
Главным препятствием в этом вопросе является замороженная инвестиционная
активность бизнеса. Инвестиционная активность — это результат ожиданий из-
менения экономической и политической конъюнктуры, в целом же необходимо по-
нимание целесообразности ведения бизнеса и запуска проектов. При устранении
этой проблемы можно будет ожидать и увеличения кредитования.
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
53
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ