быть компенсирован эффективностью их использования.
Сэкономил — считай, заработал. К этому можно добавить
оптимизацию налоговой нагрузки с одновременным расши-
рениемкруга налогоплательщиков. При этомоптимизация не
означает увеличение или уменьшение, это означает оптималь-
ное распределение. Увеличение числа налогоплательщиков—
это создание бизнес-конъюнктуры. Также я вижу большой
ресурс в управлении бюджетами регионов: эффективность
регионов очень разная и, безусловно, зависит от компетент-
ности местной власти, возможно, даже больше, чем от ставки
налогообложения или стоимости цены на нефть.
5
Сегодня наблюдается ситуация, когда система
насыщена ликвидностью. На 1 мая нынешне-
го года на счетах юридических и физических лиц было
сконцентрировано 50,5 триллиона в рублёвом эквиваленте
с учётом валютной переоценки. Из них вклады физических
лиц отдельно составляют 22,7 триллиона в рублёвом эк-
виваленте. Таких денег система не видела никогда. То есть
всё говорит о том, что деньги в системе есть. И это хорошо.
Вопрос в том, что деньги не расходуются, а сберегаются.
И это тоже хорошо — до определённого момента. Дальше
это может быть даже проблемой при отсутствии доста-
точного количества надёжных инструментов размещения.
Задача заключается в том, чтобы трансформировать сбе-
режения в создание нового капитала, то есть в расширение
производства и в конечном счёте — в развитие экономики
и повышение благосостояния общества.
То, что мы сейчас наблюдаем, явно иллюстрирует ре-
жим выжидания. Чего, спрашивается, ждём? Удешевления
ЭКОНОМИКА БЕЗ ПЛАНА —
НЕМЫСЛИМА
Михаил БЕЛЯЕВ
Главный экономист
Института фондового
рынка и управления
1
Развитие экономики в современном мире просто немыслимо без осознанного пла-
на. О формах и методах можно договариваться отдельно. Понятно, что это должны
быть не «пожелательные» опусы, изобилующие лозунгами и трюизмами. Должна быть
поставлена цель, определеныинструментарий имероприятия для их достижения, необхо-
димые ресурсы (трудовые, финансовые и др.). Весьма важно, чтобы всё это базировалось
на предварительном анализе сложившейся экономической ситуации и отчётливом по-
нимании, какие инструменты и каким образом в данный текущий момент воздействуют
на хозяйственные процессы. Применять следует, естественно, те, которые обеспечат про-
грессивное развитие экономики.
2
На том этапе развития, когда требуется усиленный инвестиционный процесс,
когда настоятельно требуется структурная перестройка и диверсификация,
когда необходимо создавать современную инфраструктуру для обеспечения функ-
ционирования бизнеса, без государственного участия обойтись крайне сложно.
Разговоры о том, что государственное вмешательство несовместимо с рыночными
принципами, совершенно несостоятельны по ряду причин. Прежде всего, что нам
важнее — принципы или развитие экономики? Во-вторых, государство не ломает
рыночный механизм, а выступает одним из игроков рынка, правда с несколько спе-
цифическими функциями — оно более социально ответственно и менее ориентиро-
вано на прибыль, особенно сиюминутную. И наконец, существуют формы «мягко-
го» участия государства, например, в форме государственно-частного партнёрства,
успешно используемого во многих странах с рыночной экономикой, совершенно не
мешая бизнесу.
3
Повысить спрос можно и нужно. Для этого прежде всего не следует сокращать за-
работки тех, кто работает или получает фиксированные доходы из бюджета (отказ
от индексации—сокращение де-факто). Опасения инфляции в данном случае гипертро-
фированны, если не сказать—надуманны. Люди, получающие такие доходы, в основном
предъявляют спрос на товары повседневной необходимости, причём зачастую это —
отложенный спрос. Таким образом, деньги немедленно оказываются в обороте и дают
импульс производству таких товаров и услуг. И, разумеется, в очередной раз приходится
напомнить об инвестиционном процессе. Именно он создаёт рабочие места, которые
обеспечивают работающих заработной платой, которая трансформируется в спрос.
58
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ИЮНЬ–ИЮЛЬ 2016
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ