и объём предложения внутреннего
туризма ограничены.
Сегмент железнодорожной техни-
ки, по оценкам профильных участ-
ников, достиг своего минимума и за-
метно сокращаться уже не будет.
Наоборот, более вероятен разворот
тренда и рост сегмента. Темпы роста
при этом будут во многом зависеть от
политики списания старых вагонов.
Позитивное влияние на рынок уже
оказал запрет с 2016 года использо-
вания вагонов с продлённым сроком
службы (приказ Минтранса РФ №382
от 25 декабря 2015 года). На объёмы
сделок будут также влиять степень
консолидации рынка и «переупаков-
ка» лизинговых сделок в арендные.
В соответствии с изменениями
рынка меняются также ориентиры
лизинговых компаний по сегмен-
там. В 2016 году менее рискованны-
ми и более быстро растущими будут
сегменты, в которых существуют
госпрограммы поддержки: сельское
хозяйство, автомобильная отрасль,
предприятия оборонной промышлен-
ности и их подрядчики.
Автосегмент, помимо программы
субсидирования, поддержат государ-
ственные закупки в сфере городско-
го транспорта, инфраструктурных
проектов — среди других сегментов
он может продемонстрировать наи-
большие темпы прироста. В структу-
ре сегмента будет продолжать расти
доля машин отечественной сборки.
В секторе грузовиков участники рын-
ка отмечают вероятность перетока
спроса в пользу менее грузоподъём-
ных машин — в результате введения
системы «Платон». Ряд компаний,
тем не менее, полагает, что сегмент
грузовой автомобильной техники
находится в зоне повышенного риска
в связи с экономической ситуацией
в стране.
Кроме транспорта, шансы роста
имеют сегменты имущества для неф-
тедобычи, золотодобычи, химической
промышленности и прочие отрасли,
связанные с экспортом, — падение
курса рубля позволяет компаниям-
экспортёрам наращивать инвестиции.
ПРОВЕРКУ ВЫДЕРЖАЛИ
Качество лизинговых портфелей на
рынке в 2015 году ухудшилось, но
в данный момент стабилизируется.
Большинство лизингодателей полага-
ет, что основные проблемные сделки
уже проявились, и уровень просро-
ченной задолженности в нынешнем
году заметно увеличиваться не будет,
хотя проблемность части портфеля
будет сохраняться. Доля проблемной
задолженности, по оценкам, будет
составлять около 1/10 портфеля, при
этом доля реструктурированных сде-
лок может быть в 2 раза больше — от
16 до 20% портфеля.
В той или иной мере все участники
рынка провели соответствующие ме-
роприятия по урегулированию про-
сроченной задолженности. Многие ли-
зингодатели при наступлении проблем
у клиентов предпочитают идти на ре-
структуризацию сделок, а не изымать
и реализовывать имущество. В то же
время в нынешнем году начнут «вы-
зревать» уже сделки, реструктуриро-
ванные в 2014–2015 годах, и хотя боль-
шинство из них успешно реализуются,
часть реструктурированных сделок
могут в итоге стать дефолтными.
В ОЖИДАНИИ РОСТА
Спрос на лизинг, по прогнозам, будет
расти: потенциальные лизингополуча-
тели проявляют к этому инструменту
всё больший интерес. Исследования
показывают, что популярность лизин-
га среди предпринимателей увеличи-
вается. Так, на каждые три компании,
готовые взять банковский кредит,
приходится одна компания, которая
планирует приобрести имущество че-
рез лизинг. Среди производственных
компаний сектора малого и среднего
бизнеса существенно выше доля тех,
кто пользовался или планирует вос-
пользоваться лизингом, — 23% про-
тив 13% в среднем по России. При
этом нужно отметить и достаточно
высокий уровень доверия к лизинго-
дателям со стороны потенциальных
клиентов — согласно опросу более
трети респондентов доверяют лизин-
говым компаниям.
АВГУСТ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
57
АНАЛИЗ:
ТЕНДЕНЦИИ