наращивание качественных активов, ге-
нерирующих стабильный доход, за счёт
которого санируемые банки поэтапно
начисляют резервы по невозвратным
ссудам. Однако на практике такие кре-
диты зарезервированы довольно слабо.
При этом санаторы нередко «делятся»
не только хорошими, но и проблемными
заёмщиками. Кроме того, санируемый
банк, пользуясь возможностью не со-
блюдать нормативы, может кредитовать
ещё и аффилированные структуры са-
натора. В итоге объём проблемных ссуд
иконцентрацияна связанных заёмщиках
у санируемого банка только возрастает.
Чтобы снизить масштаб злоупотреб-
лений со стороны банков-санаторов,
регулятор установил для них основные
критерии финансовой устойчивости
в Указании 4010-У. Документ определяет
условия допуска банка-приобретателя
к участию в закрытом конкурсе по от-
бору санаторов для проблемных банков.
Например, наличие положительного
суммарного финансового результата
и необходимость сопоставимости разме-
ров «доктора» и «пациента». Такие требо-
ваниякфинансовомуположениювполне
обоснованы, так как у санатора не долж-
нобытьпотребностив «перевешивании»
некачественных активов на баланс сани-
руемого банка. Санатор должен выдер-
жать давление на капитал и ликвидность
при передаче своих качественных акти-
вов в залог по кредитам АСВ, а также
должен быть готов к докапитализации
санируемого банка в случае обесценения
новых кредитовинедостаточного уровня
прибыли.
Треть банков, которые сейчас сани-
руют проблемные банки, не соответство-
вали бы новым правилам Банка России
по такому показателю, как финансовый
результат. Важным критерием также
является наличие у санатора величины
собственных средств в размере не менее
10%от размера обязательств проблемно-
гобанка. Так какна роль санаторов обыч-
но выбирались наиболее крупные банки,
то данное требование Указания 4010-У
в большинстве случаев соблюдалось. Од-
нако на сегодняшний день имеются сана-
торы, не обеспечившие выполнение мер
плана финансового оздоровления, на-
пример, РНКБ не выкупил допэмиссию
Крайинвестбанка в установленный срок.
Это позволяет АСВ провести новый кон-
курс на выбор санатора.
Учитывая, что большая часть банков-
санаторовне соответствует требованиям
Указания 4010-У, рассматриваютсяновые
механизмы санации — такие как bail-in
и создание подконтрольного регулятору
агента-санатора. Механизм bail-in, при
котором крупнейшие кредиторы банка
становятся его санаторами, существенно
снижает финансовую нагрузку на АСВ.
Однако эффективность данного инстру-
мента неочевидна из-за отсутствия у кре-
диторов банка опыта по его управлению.
Кроме того, расширение практики при-
менения bail-in может спровоцировать
существенный переток средств корпора-
тивных вкладчиков в госбанки.
Создание мегасанатора вряд ли будет
способствовать сокращению объёмов
финансирования от АСВ, а вот контроль
над расходованием выделенных средств
станет более трудоёмким. На нашвзгляд,
наиболее оптимальным механизмом яв-
ляется создание агента Банка России.
Это позволит снизить масштаб злоупо-
треблений со стороныбанков-санаторов,
сократить объёмы повторного финанси-
рования отАСВ, а также не предусматри-
вать льготный режим соблюдения обя-
зательных нормативов для санируемых
банков.
В СРЕДНЕМ ДЛЯ САНИРУЕМЫХ БАНКОВ ХАРАКТЕРЕН
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ССУД, %
СЕГОДНЯ ТОЛЬКО ТРЕТЬ БАНКОВ-САНАТОРОВ МОГЛА БЫ
СООТВЕТСТВОВАТЬ КРИТЕРИЮ ПО НАЛИЧИЮ ПОЛОЖИ-
ТЕЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРИ ПОДАЧЕ
ЗАЯВКИ НА САНАЦИЮ ПРОБЛЕМНЫХ БАНКОВ, МЛРД РУБ.
ВЕЛИЧИНА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КРЕДИТА, ЗАТРЕБОВАННОГО
САНАТОРАМИ, В СРЕДНЕМ СОСТАВЛЯЕТ НЕ МЕНЕЕ 50%
ОТ УЖЕ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ
Кредит от АСВ,
млрд руб.
Затребованный кредит,
% от полученного
кредита
Размер капитала
санируемого банка
на 01.06.2016, млрд руб.
Транскапиталбанк
49,6
53
–0,5
ФК «Открытие»
127,0
79
–32,2
Новикомбанк
39,0
26
–9,1
РНКБ
18,0
67
–0,2
Источник
: RAEX («Эксперт РА») по данным ЦБ РФ.
Источник
: RAEX («Эксперт РА») по данным публичной отчётности банков.
64
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
СЕНТЯБРЬ 2016
АНАЛИЗ:
ТЕНДЕНЦИИ