появятся новые медицинские мето-
дики, импланты, приспособления.
Усилится значение профилактики бо-
лезней и поддержания здорового об-
раза жизни, причём не в абстрактно-
усреднённом, а в оптимальном для
каждого конкретного человека вари-
анте. Уже сейчас достаточно широко
распространены «умные часы», кото-
рые способны и фиксировать уровень
физической активности, и выдавать
рекомендации. Так что вполне вероят-
но, что в недалёком будущем врач бу-
дет не задавать стандартные вопросы,
а считывать индивидуальные показа-
ния с подобных часов. Но важнейшим
аспектом развития человека и чело-
вечества мне представляется, с одной
стороны, осознание своего единства
с окружающим миром, природой, сме-
на роли покорителя на уважительное
познание, а с другой — постепенный
отход от жёстких стереотипов в фор-
мировании жизненного пути.
БДМ:
А какой вам видится роль книги
на фоне этих перемен?
Возрастает значение не только просве-
щения в целом — в высоком смысле
этого слова, но прежде всего — хоро-
шей литературы нон-фикшн, способ-
ной оперативно рассказать не только
о научных открытиях, но и о новых
сервисах, тенденциях, объяснить их
роль и показать возможные перспек-
тивы. Если говорить о роли книг в уже
обозримом будущем, можно сказать,
что именно они имеют реальный
шанс стать «кирпичиками» в различ-
ных цифровых проектах, отражающих
авторов. Несколько десятков лет назад
был опубликован советский фанта-
стический рассказ о том, как на какой-
то планете начался мятеж, и её закон-
но избранный правитель успел сесть
в стоящий наготове космический ко-
рабль и улететь. И теперь перед ним
стоит вопрос: рискнуть ли связаться
с родной планетой — вдруг там зло-
деев разогнали и теперь его ждут об-
ратно. А если мятежники победили
и, нечаянно получив его послание,
устремятся за ним вдогонку? В каче-
стве советчиков — возвращаться или
нет — в том корабле выступают древ-
ние мыслители, чьи, как бы сейчас
сказали, аватары беглец взял с собой.
Мы воочию видим, как книжный нон-
фикшн из абстрактного превращается
в прикладной. Всего несколько деся-
тилетий назад одним из самых мас-
совых изданий были те, что обучали
обращению с персональным компью-
тером и программами. В прошлое
ушли истории про людей, которые не
умели даже выключить компьютер,
как полагается, и выдёргивали шнур
питания из сети. Но технологии не
стоят на месте, и цифровое простран-
ство имеет свои особенности...
БДМ:
Какое, по-вашему, имеет значе-
ние сохранение памяти, информации
о прошлом, для будущего?
Это уже почти реальность, даже в ва-
рианте именно памяти — повсюду на
планете и в России тоже стали реали-
зоваться так называемые цифровые
надгробия. Это фотографии, статьи,
любимые записи ушедшего челове-
ка, отданные на сохранение пока ещё
примитивному, но постоянно совер-
шенствующемуся искусственному
интеллекту. Такая память существу-
ет в виртуальном пространстве уже
практически независимо. Почему
разговор зашёл об этом цифровом па-
мятнике, призраке? Потому что имен-
но он будет хранить не только личную
информацию о человеке, но и его
любимое — музыку, книги. И тем
самым (как это ни парадоксально)
иметь возможность доносить их до
будущего, до наших потомков. И это
одновременно достижение цифро-
вой эпохи и продолжение старинной
традиции. Ведь пару столетий назад
в аристократических кругах модны
были альбомы, где друзья и просто
гости могли оставить свои записи.
Кстати, благодаря этому до наших
дней дошли и некоторые стихи вели-
ких поэтов, и уникальные автографы
выдающихся деятелей. Потом тради-
ция возродилась в виде «анкет дру-
зей», которые памятны тем, кто учил-
ся в школе на излёте ХХ века. Среди
тех вопросов были, конечно: что вы
любите, слушаете, читаете? А в циф-
ровую эпоху об этом стало возможно
прочесть не только высказанное мне-
ние, но и напрямую получить доступ
к первоисточнику — прослушав или
прочитав. Альбомы тургеневских ба-
рышень и «анкеты друзей» советских
школьников трансформировались
в «стены» и «хроники» всевозможных
социальных сетей и блог-платформ.
БДМ:
В какой мере или временной
точке прошлое, уже ставшее
историей, отделяется от нон-фикшн,
исследующего будущее?
Или существует непрерывная связь
между тем и другим?
Да она есть почти всегда. Есть инте-
ресная книга профессора Гарвардско-
го университета Роберта Дарнтона
«Поэзия и полиция. Сеть коммуни-
каций в Париже XVIII века». В ней
рассказывается о распространении
весной 1749 года крамольных стихов,
направленных против королевского
двора и лично Людовика XV. Наибо-
лее интересна третья глава — «Сеть
коммуникаций», и представленная
диаграмма, основанная на тщатель-
ном изучении архивных материалов,
наглядно демонстрирует, как работа-
ла сеть интеллектуальных коммуни-
каций до возникновения Интернета.
«Каждое стихотворение или попу-
лярную песню — так как в записях
некоторые из них названы chansons
и упоминается, что их пели на опре-
делённую мелодию, — можно просле-
дить движение от человека к человеку.
Но настоящее течение должно быть
шире и сложнее, так как цепь пере-
дачи информации часто прерывает-
ся в одном месте и снова появляется
в другом».
БДМ:
Как, по-вашему, рождается
культура современности: между
уже сформированными веками
традициями и новым, стремительно
нарождающимся цифровым
форматом городского бытия?
Новые виды искусства — неизбеж-
ны, но во многом это будет синтез
и развитие существующих искусств,
СЕНТЯБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
91
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ