приводит к росту их кредиторской задолженности и после-
дующему банкротству. Дороговизной кредитов объясняется
и снижение инвестиций в реальном секторе экономики. Та-
кой подход применяется для снижения денежной инфляции,
каковой у нас нет, а не для борьбы с ценовой инфляцией, на
рост которой влияет множество факторов, в основном не
зависящих от деятельности Центробанка. А вот учитывая
значительность объёма импорта, искусственная девальва-
ция рубля, осуществлённая ЦБ в 2014 году по рекомендации
МВФ, привела к новому всплеску инфляции, а также к бан-
кротствамфизических июридических лиц, получивших кре-
диты в иностранной валюте.
Что касается импортозамещения, оно носит случайный
характер и, судя по информации Минпромторга, в основ-
ном ограничивается импортируемыми «болтами» и «гай-
ками». Причина — в отсутствии обоснованной программы
и мизерного госкредитования, сумма которого намного
меньше оборота импорта.
3
Деление банков на «чистых» и «нечистых» нарушает
антимонопольное законодательство, ведёт к росту
монополизации крупных банков и дальнейшему росту фи-
нансовых спекуляций, а также к банкротству более мелких
банков. Как показало время, ЦБ и его региональные управ-
ления либо не могут, либо не хотят должным образом над-
зирать за большим количеством банков и удерживать их
в рамках законопослушания, поэтому всячески стремятся
сократить их количество.
4
Экономика — большая система, которая во многом
подчиняется принципам построения и устойчивого
функционирования, изложенным в учебниках по основам
теории систем. Для её развития необходимо разработать
соответствующую модель, задаться аргументированными
целями модернизации, обратившись к советскому опыту
планирования.
Перспективное планирование, в рамках государственно-
частного и социального партнёрства, должно быть основано
на управлении балансами ресурсов, производства продукции
и платёжеспособного на неё спроса. Только тогда, «понимая
свой интерес» и «зная свой манёвр» на длительную перспек-
тиву, в том числе на мировых рынках, бизнесмены станут
вкладывать деньги в создание в России новых производств.
Иначе масштабного спроса на научные достижения, чтобы
трансформировать их в коммерчески конкурентоспособную
продукцию, не возникнет. В отсутствие всего этого в нынеш-
них экономических условиях невозможно ожидать ничего,
кроме дальнейшего падения промышленного производства
и ВВП в целом. Поэтому бездоказательные суждения песси-
мистов и оптимистов о перспективах нашей экономики яв-
ляются пустой болтовнёй, выдаваемой за прогнозирование.
Если отечественную экономику решено модернизи-
ровать (что декларируется уже давным-давно), то необ-
ходимо, наконец, разработать соответствующую модель
её развития и сформулировать соответствующие задачи,
расписав алгоритмы их решений. Но для этого прежде все-
го государству — совместно с владельцами «заводов, газет,
пароходов» (что именуется государственно-частным парт-
нёрством) —нужно задаться аргументированными целями
модернизации и формулировать их в рамках создания со-
циального, то есть народного, государства, каковым про-
возглашена Российская Федерация её конституцией.
Для достижения этих целей государство должно соз-
дать, законодательно оформив, соответствующие соци-
альные и экономические условия: налоговые, финансовые,
кредитные, так как существующие способствовали развалу
экономики. Потребуется также изменить принципы, функ-
ции и структуру государственного управления экономи-
кой, в том числе управления финансами, сбором налогов
и банковской системой. Иначе говоря — разработать госу-
дарственную экономическую политику, направленную на
сбалансированное по ресурсам, производству и потребле-
нию инновационное развитие страны и охватывающую все
аспекты её хозяйственной деятельности. Такую политику
до сих пор так и не разработали.
Важнейшим фактором модернизации является созда-
ние и внедрение в отечественное производство конкурен-
тоспособной продукции на основе использования новей-
ших мировых научных, технологических и технических
достижений. Рыночные отношения часто не способствуют
этому ввиду больших рисков, в том числе из-за отсутствия
предыстории спроса. Поэтому на Западе, как прежде в Со-
ветском Союзе, подобные проекты осуществляются при
поддержке и координации государства. Для этого придёт-
ся обратиться к советскому опыту планирования развития
экономики по всей цепочке: «фундаментальные и приклад-
ные научные исследования — инженерные на их основе
разработки новой продукции—модернизация технологий
и внедрение новой продукции в производство».
Принципиальная трансформация нынешних хаотич-
ных и фрагментарных экономических телодвижений в по-
литику обоснованного инновационного развития и изме-
нение функций и структуры государственного управления
потребует привлечения к руководству наукой и промыш-
ленностью, экономикой и финансами компетентных спе-
циалистов. Таковых нынче в правительстве почти не вид-
но, поэтому происходит то, что происходит.
5
На самом деле наблюдается не диалог между властью
и бизнесом, а его имитация, что невольно следует
из риторического вопроса редакции о конструктивности
такого общения. Об этом свидетельствует и отсутствие
официальной государственной экономической политики.
Отсутствует также конструктивный диалог между властью
и экспертами, которых в президентских и правительствен-
ных экспертных советах подменяют в основном чиновники
и одни и те же «говорящие головы», почти ежедневно уча-
ствующие в телевизионных шоу.
54
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ДЕКАБРЬ 2016
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ:
АНКЕТА БДМ