Стр. 49 - BDM_2017-01-02

Упрощенная HTML-версия

Одноиз важных инегативных след-
ствий активного отзыва банковских
лицензий — продолжающийся пере-
ток клиентов и их денежных средств
из небольших и средних частных бан-
ков в крупнейшие банки страны, осо-
бенно — в банки с государственным
участием. Снижение конкуренции на
рынке банковских услуг не может не
сказаться на качестве обслуживания,
что и отмечают в личных беседах мно-
гие руководители компаний малого
и среднего бизнеса.
Одна из основных причин тако-
го катастрофического положения
в банках-банкротах — отсутствие
своевременной реакции на банковские
проблемы надзорного блока регулято-
ра. Как результат—глава Центробанка
ЭльвираНАБИУЛЛИНА
после явных
провалов в работе надзора сменила
топ-менеджеров, его курирующих.
В октябре своих постов лишились ве-
тераны надзора: первый зампред Цен-
тробанка
Алексей СИМАНОВСКИЙ
и зампред
Михаил СУХОВ
. Были
и другие, менее громкие отставки.
Впрочем, громкие отставки стали
лишь частью структурной реформы
надзорного блока Центробанка. Ре-
форма протекает малозаметно для
широкого круга россиян. Но при этом
оказывается настолько масштабной
и ведёт к такому серьёзному переделу
сфер распределения ответственности
и влияния внутри Центробанка, что
её исход и самое главное — её послед-
ствия для финансового рынка —пред-
сказать непросто.
Санация проблемных банков всё до-
роже обходится государству. Возникают
удивительные ситуации, когда стано-
вится необходимо санировать… сами
банки-санаторы. Яркий пример — си-
туация с Татфондбанком, который был
ранее выбран санатором проблемных
банков «Советский» и «БТА-Казань».
Поэтому в 2016 году активно обсуж-
далась ещё одна масштабная реформа
в банковском секторе. Санацию банков
из рук АСВ могут передать специально
созданному для этих целей фонду.
Одним из важнейших событий
не только 2016 года, но и нескольких
последних лет можно считать предло-
женную
Эльвирой НАБИУЛЛИНОЙ
реформу банковской системы страны
с разделением всех банков на универ-
сальные, с полным объёмом операций,
и небольшие банки, которые, по за-
мыслу регулятора, должны сосредото-
читься на обслуживании частных лиц,
малого и среднего бизнеса.
Основные принципы этой рефор-
мы оказались жизненно важны для
небольших банков, которые никак
не хотели считаться банками «второ-
го сорта». В результате на редкость
активных и слаженных действий
банковского сообщества ряд прин-
ципиальных положений реформы из-
менены. В данном случае регулятор
хотя бы частично учитывает мнения
банкиров, что, безусловно, радует.
Из-за активной позиции банковского
сообщества и доработки реформы её
введение скорее всего будет перенесе-
но на 2018 год. А все необходимые из-
менения в законодательстве планиру-
ется принять уже в первом полугодии
2017 года.
Ещё одним важным трендом 2016
года можно считать медленное сни-
жение процентных ставок. При этом
снижение ставок по депозитам част-
ных лиц и предприятий шло заметно
быстрее, нежели снижение ставок по
кредитам. Тут мы видим обострение
конфликта интересов банков, банков-
ских вкладчиков и заёмщиков. Пред-
приятия и частные лица, размещаю-
щие в банках свои средства, хотели бы
уберечь их от инфляции. Не секрет,
что реальная инфляция по товарам
массового спроса далека от тех 5,5% за
год, о которых нам заявляет Росстат.
При этом предприятия, которые
имеют большие объёмы ссудной за-
долженности, заинтересованы в мак-
симально низких ставках по кредитам.
На Центробанк оказывается серьёзное
давление, однако позиция
Эльвиры
НАБИУЛЛИНОЙ
в вопросе сниже-
ния ключевой ставки пока остаётся
достаточно жёсткой. То, как разрешит-
ся этот и некоторые другие важнейшие
на сегодня вопросы, мы увидим уже
в наступившем году.
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2017
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
49
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
ИТОГИ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР РУБРИКИ