и интересной информации, оказыва-
ется действительно востребованной.
БДМ:
Такой бизнес, как у вас, в состоя-
нии изменить мир?
Мир меняется и без нашего желания,
и в истории очень мало людей, спо-
собных мир менять. Предвидеть эти
изменения, подстраиваться под них —
вот удел простых смертных. Но хочет-
ся верить, что иногда удаётся немного
подталкивать эти изменения в пра-
вильном, с моей точки зрения, направ-
лении. Хотя бы в узком сегменте.
БДМ:
Всегда ли в начале работы над
книгой для вас важен её потенциаль-
ный коммерческий успех?
Нет, почти никогда. Дело в том, что
я работаю с неизвестными, малоиз-
вестными и известными низким ком-
мерческим потенциалом авторами.
Лет 10–15 назад можно было пытаться
угадать, какая книга — не заведомый
бестселлер — «выстрелит», в те вре-
мена считалось, что «выстреливает»
каждая 10-я книга. Сейчас, наверное,
каждая десятитысячная. Читатель
перестал доверять «новым» авторам,
в какой-то момент его просто завали-
ли тоннами неудобоваримых текстов,
штампуемых на бумаге в угоду обора-
чиваемости средств. В итоге сложил-
ся пул доверенных авторов, которых
будут покупать, пока они не начнут
халтурить, плюс переводные издания,
плюс иногда взлетающие за счёт са-
рафанного радио действительно вы-
дающиеся тексты. Разумеется, речь
о художественной литературе, в нон-
фикшн — другие «правила игры».
БДМ:
У вас разнообразие проек-
тов — как в области художественной
литературы («Единственные» Далии
Трускиновской, «Видения» Сергея
Галихина), так и документальной
(«История информационных техно-
логий в СССР. Знаменитые проекты:
компьютеры, связь, микроэлектро-
ника»). Вы заработали себе право
выбора?
Право выбора есть всегда и у всех, так
почему бы им не пользоваться? Что-то
делается для души, что-то — для денег,
что-то—за деньги. Есть движение, зна-
чит, есть жизнь. Мне кажется скучным
закостенелое клепание одногоитогоже,
потому что где-то когда-то это принес-
ло какой-то профит. До 2000 года у меня
была постоянная стабильная работа, но
я её бросил, потому что стало скучно.
Я тогда совершенно серьёзно подумал,
что мне уже 33 года, а я никто и не стану
уже никем, так и буду до пенсии ходить
в море боцманом. Без права выбора,
а значит — без перспектив. И испугал-
ся, что просто умру за ненадобностью
годам к 50. Последующие годы были
сложными, насыщенными взлётами
и падениями, но я выдержал — мне
скоро 50, а я всё ещё жив и мне всё ещё
бывает интересножить. Так что, думаю,
да, заработал. А если кому-то кажется
иначе… это моя жизнь, делаю что хочу.
И чтобы делать что хочу, не завися ни
от кого, я в одиночку создал издатель-
ство «Книма».
БДМ:
Многие завидуют предыдущим
поколениям, считая, что все темы,
в том числе и книжные, уже обыгра-
ны, использованы, ничего нового не
придумаешь… Так ли это?
Это скорее вопрос к писателям. Мне ка-
жется, им действительно тяжело, если
хочется написать что-то выдающееся.
Все темы обыграны много веков назад,
но слово меняется, люди меняются,
времена меняются — и с этим можно
работать, из этого даже можно созда-
вать шедевры, если таланта достанет.
Я люблю именно такие тексты и таких
авторов. Они есть, и это хорошо.
БДМ:
Позволяют ли книги предвидеть
будущее?
Книги — нет. Предвидение — это из
области мистики, а вот прогнозирова-
ние—вполне реальная вещь, и многим
умным людям удаётся представить из-
менения в обществе, анализируя ход
истории. Некоторым из них дан та-
лант литератора, и тогда можем полу-
чить довольно точное представление
о том, что нас ждёт. За это фантастов
XIX-XX веков и любим. Современные?
Не знаю — вот наступит предсказан-
ное ими будущее, тогда и посмотрим.
К слову, «Видения» Сергея Галихина
кажется мне таким прогнозированием,
которое может стать явью в недалёком
будущем. Да в чём-то уже и сбывается
(роман был написан восемь лет назад),
только достижения технологии оказа-
лись несколько другими, попроще.
БДМ:
Вы издали целый цикл — пять
книг — Михаила Костина. В чём его
уникальность и своеобразие, позво-
ляющее продлевать читательский
интерес?
В цикле «Хроники Этории» меня под-
купил сложный мир: досконально
проработанный, выписанный и за-
декларированный изначально рост
персонажей. Первая книга рассчитана
на совсем юных читателей — простая
мотивация, банальная с точки зрения
взрослого человека мораль, увлека-
тельные приключения и сказочные по-
вороты. Но, по задумке автора, с каж-
дым томом персонажи взрослеют,
взрослеет и читатель. Сюжет становит-
ся сложнее, выбор, предлагаемый ге-
роям, — всё более неоднозначным, их
поступки всё более жёсткими и спор-
ными. Один из рецензентов окрестил
последние книги цикла так: «Эдакий
«Мартин»-лайт для юношества».
Пятая книга цикла завершила исто-
рию, но с миром Этории мы решили не
прощаться — сейчас готовится к из-
данию книга «Сфера преображения»,
в которой события происходят в том
же мире, 300 лет спустя. Это опять бу-
дет роман для юного читателя, но мы
Для меня
издательство
— очень
личное, а если получается
прибыль
,
то это
приятный
бонус. Но я научился
разделять работу на
хобби и бизнес
88
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2017
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ