Стр. 40 - BDM_2017-04

Упрощенная HTML-версия

снизился незначительно. А высокое качество кредитного
портфеля, сформированного за годы работы банка, обе-
спечило необходимый уровень прибыли.
Пока темпы кредитования снижались, мы просто скор-
ректировали приоритетность задач. Было время, когда
бизнес рос и все силы уходили в рост, — времени, чтобы
заняться нужными, но менее срочными делами, не оста-
валось. Оставляли их на потом. Потому что на первом ме-
сте были клиенты, объёмы, рост по всем направлениям.
Во время затишья мы решили несколько важных для себя
задач: в области IT и выстраивания наиболее оптимальных
бизнес-процессов.
5
В 2017 году продолжатся тенденции, которые мы на-
блюдали во второй половине 2016 года: умеренный
рост вкладов, увеличение темпов кредитования. Время
нестабильности приучило население жить по средствам,
делать накопления — все привыкли к новым условиям, мо-
дель поведения изменилась. Люди стали тщательнее пла-
нировать свои траты, обдумывать расходы в долгосрочной
перспективе. Особенно резко снизилось количество зая-
вок на покупку бытовой техники, потребительские товары.
Но вместе с этим людям нужно улучшать жилищные усло-
вия, обновлять автомобили, делать ремонт, в конце концов.
В том числе и в кредит.
1
Мы прогнозируем прирост депозитного портфеля розничного бизнеса ВТБ
в 2017 году выше рынка в полтора раза. Вклады и счета, безусловно, являются одним
из приоритетных направлений для банка, в этом году мы продолжим наращивать объём
портфеля—как за счёт новогопривлечения, так и за счёт операций действующих клиентов.
В банке существуют специальные программыдля разных категорий вкладчиков: для людей
пенсионного возраста, для держателей зарплатных карт, для премиальных клиентов. Всем
клиентам доступны разные каналы открытия и пополнения вклада, в том числе дистан-
ционные, такие как интернет-банк или банкоматы. Кроме того, у нас действуют сезонные
предложения.
Розничные клиентыпредпочитают вкладыбез опций (то есть без пополнения и частич-
ных снятий), но с максимальной ставкой. Самый популярный срок—один год (больше по-
ловинывкладов), ещё 20%вкладчиков размещают средства на срок до года. 80%вкладчиков
размещают средства в рублях. Банк также стремится увеличивать долю вкладов, которые
открываются через дистанционные каналы. 70%— это клиенты в возрасте старше 40 лет.
2
В прошлом году потребительская активность населения выросла, что повлияло и на
рост кредитования. Банки активно снижали ставки, делая кредитование более вы-
годным для клиентов.
В 2016 году основными драйверами роста кредитованияфизических лиц были ипотека
(чему способствовали высокие объёмывводимого в стройжилья и постепенное снижение
стоимости квадратногометра) и рефинансирование потребительских кредитов сторонних
банков, позволяющее заёмщикам улучшить условия выплат по кредитам, оформленным
в период высоких ставок 2015 года. На данный продукт в ВТБ приходится более 40% про-
даж кредитов наличными. В нынешнем году, мы уверены, спрос на эти продукты сохра-
нится, и, помимо этого, будет расти сектор рынка кредитных карт (примерно на 1–4%),
постепенно замещая кредиты наличными и POS-кредитование.
В 2017 году мы планируем увеличить розничный кредитный портфель Банка ВТБ бо-
лее чем на 20%.
Сейчас за качественного клиента развернулась настоящая борьба, и ставка на рынке
кредитов наличными является в ней главным инструментом. Именно поэтому продол-
жает складываться максимально благоприятная ситуация для получения кредита на вы-
годных условиях. Также банки стараются пробовать новые технологии, процессы, каналы,
некоторые сокращают количество своих отделений и уделяют большее внимание дистан-
ционным каналам продаж.
5
Объёмы розничного кредитования будут восстанавливаться, поскольку банки в той
илииной степени адаптировались к непростой экономической ситуации, осуществи-
ли перенастройку своих бизнес-моделей и моделей оценки риска. Постепенно будет улуч-
шаться и экономическая ситуация.
РОСТ
БУДЕТ
Сергей СИТИН
Начальник управления
розничных продуктов
Банка ВТБ
40
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АПРЕЛЬ 2017
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ