Слово главному редактору. Журнал "БДМ. Банки и деловой мир" №11 ноября 2016 A A= A+

Вы заметили, как после довольно долгого периода «спячки», или, скажем мягче, выжидания наша жизнь оживилась? И дело даже не в том, что начало нового делового сезона было наполнено форумами, конференциями, деловыми завтраками и круглыми столами. Для меня, например, безошибочный показатель повысившейся активности — редакционный почтовый ящик, каждый день забитый сообщениями из банков и компаний. И новости-то все интересные, значимые. Не просто об открытии какого-то там по счёту очередного офиса (хотя таких сообщений становится всё меньше) и не о предложении «вкусного» вклада, а о том, как развивается бизнес, как всё плотнее вписываются в него современные технологии, как банки ищут и находят новые рыночные ниши.

Самая модная тема сезона — поиск той модели банковского бизнеса, которая поможет не просто выжить в сложных условиях, но и успешно продвигаться вперёд. Впрочем, что значит «сложные условия»? У нас что, они когда-то были простыми и лёгкими? Даже в так называемые «тучные» годы оставались и риски, и поиск надёжного заёмщика, и заботы о соблюдении нормативов. Работать — если работать, конечно, — всегда трудно, это требует и времени, и усилий, и поиска.

Любопытно, что многие банки сейчас свои поиски заключили в достаточно узкое русло информационных технологий. Поскольку Ян Арт написал в номере на эту тему подробно и ехидно, отсылаю вас к его колонке. От себя добавлю только, что некий «подростковый» максимализм всегда свойственен темпераментным новаторам — он помогает им сметать преграды на своём пути. Достигнув промежуточной цели, радикалы успокаиваются, и с ними уже можно предметно говорить на темы бизнеса. Полагаю, со временем адепты «банков без отделений» и «IT-компаний, оказывающих финансовые услуги» тоже поймут, что ломать — не строить, и начнут искать компромиссы.

А пока есть смысл принимать на вооружение продуктивные идеи digitalbanking и присматриваться к вполне безумным, чтобы быть гениальными, заморочкам финтеха, не забывая, однако, что банк работает всё-таки с живыми людьми, а не только с их компьютерами и смартфонами. Тогда всё станет на свои места, и в конце концов выстроится эффективная модель банковского бизнеса, призванного насыщать экономику деньгами и обеспечивать потребительский спрос.

Людмила КОВАЛЕНКО