Слово главному редактору. Журнал "БДМ. Банки и деловой мир" №4 апрель 2017 A A= A+

Не хочется вновь вспоминать о разразившемся в конце марта скандале в благородном банковском семействе, но несколько слов по этому поводу сказать надо. Потому что, когда отказывает корпоративная солидарность, это тревожный знак. Не в том дело, конечно, чтобы «объединяться против регулятора», — это вообще чушь, потому что в конечном счёте и коммерческие банки, и регулятор — в одной лодке. Если смотреть на ситуацию с позиций экономики и страны в целом. А не изображать конкурентную борьбу, где все ходы, по сути, заранее прописаны, а места на пьедестале помечены.

На самом деле пафос годового доклада АРБ, вокруг которого и посейчас ломают копья, сводится к одному: конкуренция должна быть справедливой, спрос — одинаковый со всех, невзирая на размер, чины и звания. На словах всё так вроде и есть, по жизни — мягко скажем, не всегда. Случай реальный, по-моему, даже где-то опубликованный: один и тот же клиент взял кредиты в банке из «касты неприкасаемых» — и в обычном, среднем. В первом случае проверка не предъявила никаких претензий к категории займа, во втором — понизила её на две ступеньки и предписала банку досоздать резервы. Где тут логика? Для чего создаются какие-то списки допущенных, уполномоченных, почему нормальные, ни в чём дурном не замеченные, но небольшие банки остаются в стороне от льготных и экономически интересных программ, в том числе государственных, региональных и даже муниципальных?

Недавно в одном из ток-шоу в очередной раз подняли вопрос о доверии. Точнее сказать, о недоверии: когда партнёры не доверяют друг другу, банк — клиенту, а клиент — банку, граждане не доверяют государству в лице его многочисленных органов и ведомств… Для банковской системы тотальное недоверие — фатальная болезнь, здесь без доверия нельзя, потому что тогда риски как минимум удваиваются. Именно на доверии, кстати, построена работа банковских ассоциаций со своими участниками — сюда они несут свои проблемы и горести, вопросы и предложения. Наверное, «кто-то кое-где у нас порой» и пытается что-то «протолкнуть» через ассоциации — не знаю, свечку не держала. Но в целом они как раз и образуют то сообщество, которое формирует корпоративную культуру, обменивается опытом, генерирует идеи. И надо отдать должное регулятору — многие годы между ним и профессиональным сообществом шёл диалог (с переменным, правда, успехом). Но диалог выстроился, за что честь и хвала обеим его сторонам. Бог весть, почему вдруг нарушился этот баланс. А он необходим, потому что нам ещё строить и строить. А для здания необходим прочный фундамент, который и зовётся взаимным доверием и уважением.

Людмила КОВАЛЕНКО