Слово главному редактору. Журнал "БДМ. Банки и деловой мир" №5 май 2016 A A= A+

Как всегда, декада весенних праздников прервала череду будничных дней, но проблемы за это время никуда не делись и всё так же требуют решения. Импортное слово «стагнация» вполне можно заменить отечественным, и обозначает оно не что иное, как застой. Те, кто постарше, помнят, как в конце 1980-х все мы с обвиняющими интонациями повторяли это слово по отношению к экономике, и не только.

Так что же, «и возвращается ветер на кру́ги своя»? Где раскрепощённая инициатива масс, вовлечённых в рынок? Где рачительные хозяева, получившие взамен «ничьего» — своё и умело извлекающие из него прибыль на радость себе и на пользу согражданам?

Ничего этого нет. Точнее есть — но так мало, что эффект размазывается по общей невесёлой картине тонким слоем и становится незаметным. Конечно, радует, что, например, есть рост в сельском хозяйстве, наметилось движение в несырьевых отраслях. Но это всё-таки капля в море, а общая динамика ВВП никак не радует. А когда вдобавок наш внутренний спад объясняют падением мировых цен на энергоносители, становится совсем грустно. Что называется, дожили: выходит, кроме пресловутой нефтяной иглы, ничего у нас толкового и быть не может?

На этом фоне поистине героическими представляются усилия тех, кто с таким мнением соглашаться категорически не желает. Не стану говорить обоборонно-промышленном комплексе или крупных корпорациях: тут — либо государственный заказ, либо бюджетная подпитка. Речь о тех, кого усиленно тянули в самостоятельный бизнес, обещали (и даже давали) льготы и преференции — только работай…А потом малый бизнес стал вроде как «нелюбимой женой». То есть честно признаваться никто не хочет, наоборот, ещё громче говорят о его важности, а на деле…Да что я вам рассказываю, это же всё ваши клиенты, вы лучше, чем кто-либо, знаете их проблемы.

Тем не менее малый бизнес живёт, хотя, может, правильнее будет сказать — выживает. Идаже пытается «сбивать масло», как та упорная лягушка из притчи. Многие банки, кстати, по-прежнему считают этот сегмент перспективным и доходным — так, во всяком случае, думают практически все авторы ответов на вопросы нашей анкеты.

Определённый оптимизм вселила в меня и встреча с президентом «ОПОРЫ РОССИИ» Александром Калининым. Было приятно убедиться, что малый бизнес всё же не «брошенный», есть кому грамотно постоять за его интересы.

…Кстати, пока россияне в большинстве своём отдыхают, малый бизнес работает — его просто некому заменить в магазинчиках и кофейнях, в нелюбимых мэрией ларьках, на рынках и в других торговых точках. Он нужен всем нам, а значит — у него есть будущее.

Людмила КОВАЛЕНКО