Лизинг на пороге реформы A A= A+

Роман РОМАНОВСКИЙ,
Ведущий аналитик НРА
Павел САМИЕВ,
Управляющий директор НРА, генеральный директор БизнесДром

В 2016 году рынок лизинга быстро вырос — новые сделки увеличились на 30%. Значительную поддержку новым контрактам оказали государственные программы в ряде отраслей экономики. В нынешнем году рынок ожидает замедление роста и начало внедрения регулирования.

Позитивная динамика

Согласно данным Росстата в 2014–2016 годах, ВВП России стабильно увеличивался. В то же время динамика инвестиций в основные средства была существенно более низкой — в 4 раза ниже: если ВВП за три года вырос на 21%, то инвестиции в основной капитал — лишь на 5,4%. Лизинг при этом оказался высокочувствительным к проблемам в экономике: объём новых сделок сокращался и в 2014-м, и в 2015 году, и только с 2016-го начал отыгрывать падение, однако стремительными темпами (пока до уровня 2014 года). Прирост объёма новых сделок составил за прошлый год чуть более 30% — таких высоких темпов прироста не было с 2011 года.

Объём инвестиций в основной капитал за последние три года почти не менялся, доля лизинга в инвестициях также менялась незначительно

В 2016 году на рынке вновь проявились ярко выраженная сезонность (успешный IV квартал года) и зависимость от капиталоёмких сегментов. Доля IV квартала в сумме новых договоров лизинга, по оценке НРА, составила около 40%, преимущественно благодаря резкому росту крупных сегментов — железнодорожной и авиатехники.

В структуре лизингового портфеля на конец 2016 года около 15% занимали суммарно сегменты автотехники, а сегменты железнодорожной, авиа- и водной техники — до 65%. Около 20% портфеля приходится на нетранспортное технологическое оборудование.

Реформа начинается

В 2016 году появилась и стала активно развиваться идея регуляторавключить лизинговую отрасль в контур финансового надзора в той или иной форме. Реформа предполагает контроль Банка России над отраслью через механизм саморегулирования, а также введение требований к минимальному капиталу компаний, системе риск-менеджмента и корпоративного управления.

На текущий момент проект требований к лизингодателям предполагает наличие собственных средств в размере не менее 70 миллионов рублей к началу 2020 года для универсальных компаний и 20 миллионов рублейдля компаний, работающих только с малым и средним бизнесом. Основываясь на результатах анкетирования и данных открытых источников, мы считаем, что из сотни активных рыночных лизинговых компаний 60–70 уже имеют достаточно средств для удовлетворения максимальным требованиям (структуру капитала и методику расчёта собственных средств в данном случае не рассматриваем). Ещё 20–25 компаний имеют капитал, достаточный для работы только с малыми и средними предприятиями, а для соответствия уровню универсальной компании им может потребоваться суммарно до 500 миллионов рублей дополнительных вливаний (по состоянию на конец 2016 года).

Верхушка айсберга

В прессе — в рамках различных обзоров рынка лизинга фигурируют около 110–120 лизингодателей. При этом всего в России зарегистрировано около 3,2 тысячи фирм, связанных с лизингом, и это только имеющие непосредственно слово «лизинг» в своём названии, согласно данным ЕГРЮЛ. По коду ОКВЭД «Финансовый лизинг» поисковые системы находят и того больше — свыше 7 тысяч результатов. Значительная часть этих юридических лиц — просто «спящие» заготовки, включившие лизинг в перечень своих видов деятельности в момент регистрации «на всякий случай». Есть, однако, и действующие компании малого масштаба, работающие в рамках небольших региональных холдингов, — таких, вероятно, несколько сотен. Кроме того, есть целый пласт небольших компаний (несколько десятков), работающих в отраслях, где существуют программы государственной поддержки, — к ним, в частности, относятся региональные операторы Росагролизинга, компании по лизингу морских судов и пр. Относительно распространены и лизинговые компании, аффилированные с таксопарками и организациями, занимающимися автоперевозками, как правило, регионального небольшого масштаба. В то же время крупные, известные перевозчики зачастую пользуются услугами тоже крупных лизинговых компаний федерального масштаба.

Новый уровень прозрачности

Введение требования участия в профильном СРО и исключительности названия будет способствовать очистке реестра юридических лиц от компаний, не занимающихся лизингом, и позволит впервые за 20 лет увидеть полную достоверную картину рынка. Это потребует от ряда банков, проводивших операции лизинга со своего баланса, выделить эту часть бизнеса в обособленное юридическое лицо. Представляется, что число таким образом вновь созданных компаний не превысит 30–50 единиц.

После завершения реформирования отрасли из неё может уйти до 70–80% юридических лиц, так или иначе связанных с лизинговыми операциями (исходя из оценки общего числа, таких юридических лиц около 2000 единиц). Прозрачность деятельности оставшихся и достоверность статистической информации о лизинговых операциях в России существенно повысятся. В течение ближайших трёх лет к сотне традиционно открытых рыночных лизингодателей может прибавиться ещё пара сотен «вышедших из тени», а объёмы рынкамогут увеличиться на 20–30% за счёт появления новых данных о сделках (данная оценка строится на предположении, что ключевой объём лизинговых операций в стране приходится всё же на известные лизинговые компании).

Недолгое ускорение

В 2017 году рынок лизинга ожидает замедление темпов прироста — до 5%. Прогноз учитывает «высокую базу» в 2016 году и высокую зависимость рынка от динамики крупнейших сегментов: авиатехники и подвижного состава. При этом сделки по авиационной технике характеризуются длительными сроками проработки, а в сегменте железнодорожного лизинга вдвое сокращена программа субсидирования покупок инновационных вагонов, что может замедлить рост сегмента. Сегментом-драйвером рынка останется автотранспорт, в котором удвоен объём государственной программы поддержки, что расширит базу потенциальных лизингополучателей.