Рынок задаёт темп A A= A+

Компания «ФлексСофт» за четверть века своего существования не меняла профиля деятельности. Так что всю историю российской банковской системы здесь пережили, что называется, на себе. Это понимание рынка, причём в его развитии, даёт компании возможность предлагать банкам именно то, что им не только нужно сегодня, но и понадобится завтра. О том, как меняется отношение банков к информационным технологиям в условиях нестабильности, мы беседовали с заместителем генерального директора компании по корпоративным связям Еленой ПЕРЕГУДОВОЙ.

БДМ: Елена, учитывая ваш опыт работы в IT, мне кажется, вы как никто другой чувствуете настроение банковского рынка — а ведь именно на вашей отрасли оно сказывается особенно заметно. Как, по-вашему, заканчивается уже «кислый» период или нужно набираться терпения ещё надолго?

Вообще-то настроение, можно сказать, двойственное. С одной стороны, оно отражает не самое хорошее состояние экономики в целом — а на банках оно, естественно, сказывается в первую очередь. С другой — у тех, кто собирается остаться на рынке и борется за своё место на нём, явно обострился интерес к IT. Другое дело, что порой банкиры не очень понимают, какие именно решения им необходимы. Зато твёрдо знают, для чего они банку нужны: чтобы сократить издержки, оптимизировать бизнес-процессы и, разумеется, привлечь и удержать клиента.

Казалось бы, ничего нового — те же потребности были и прежде. Изменилась ситуация. Если раньше можно было, условно говоря, «хотеть или не хотеть», то сейчас современные IT-решения становятся жизненной необходимостью. Чтобы соответствовать ключевым тенденциям рынка, банк просто обязан быть высокотехнологичным, без этого никуда…

 

БДМ: Но есть же объективные сложности для компаний, работающих на банковскую отрасль? За два года база потенциальных заказчиков сильно поредела, да и часть актуальных клиентов покинула рынок.

Как ни странно, но эта ситуация (сама по себе, конечно, малоприятная) обернулась и полезной стороной. Пусть вынужденно, но в компаниях высвободились силы для работы на перспективу. Честно говоря, я не помню времени, когда информационные технологии развивались бы такими темпами, как сейчас. Надо понимать, что разработчики успели накопить очень большой опыт работы с банками и сейчас буквально фонтанируют оригинальными современными решениями, будь то ВРМ-движки или in memory data grid.

 

БДМ: Вопрос, как говорится, на засыпку: а банкам-то эти новации нужны? Или разработчикам приходится убеждать и «уговаривать» заказчиков?

По-разному. В банковской сфере работают очень грамотные специалисты. Поэтому чаще приходится не столько «уговаривать», сколько обсуждать с ними, как и с помощью каких инструментов решить стоящие перед банком задачи. Ведь разработчики плодят свои идеи не на пустом месте. Я же не случайно сказала о накопленном компаниями опыте — но появился-то он из постоянного и плотного взаимодействия с банками. Иными словами, IT-отрасль изначально работает под потребности банковского рынка, но ориентируясь на его лидеров. Это нормально: кто-то вырывается вперёд, а уж потом к нему подстраиваются другие, менее сильные или более осторожные.

Надо понимать и то, что партнёр-разработчик не меньше, чем сам банк, заинтересован в его успехе и процветании, — это же нормально. Именно поэтому иногда приходится брать на себя функции консультанта потенциального заказчика, объяснять, чем для его бизнеса полезно то или иное решение. Приводить в пример тех же лидеров, где такие программы уже успешно работают. И конечно, вместе разбираться в том, как «вписать» решение в существующую IT-структуру. Это ведь не столы в офисе переставить — задача сложная и многофакторная, и надо понимать, почему банкиры «крутят» предложение и так и сяк, просчитывают и продумывают последствия его внедрения. И правильно делают…

 

БДМ: Помнится, когда автоматизация банковской отрасли только начиналась, ставку делали в основном на зарубежные разработки — свои не сильно котировались. Сейчас отечественные решения есть в каждом банке, но платформы тем не менее западные. Не научились наши?

Не стану подменять специалистов, выскажу сугубо своё мнение. Нет ничего странного в том, что по ряду направлений зарубежные компании опережают нас, — не забывайте, что нашей отрасли всего-то 25 лет, а там годами развивали информационные технологии и начали гораздо раньше. Придёт время — появится у нас и национальная платформа. Пока же наша задача — использовать всё лучшее, что дают зарубежные партнёры. Мы, например, гордимся тем, что являемся платиновым партнёром компании Oracle, — этот статус даёт нам возможность получать все их новинки и адаптировать их к нашим решениям.

И конечно, российским компаниям надо пользоваться своими преимуществами. Прежде всего, мы ближе «к земле», лучше знаем особенности российского банковского сектора, в том числе его нормативную базу, заковыристую и постоянно меняющуюся. Проще говоря, наши решения более адаптивны, их легче приспособить к конкретным банковским реалиям.

Главная особенность нынешнего финансового IT-сектора в том и состоит, что задачи ему ставит именно банковский бизнес, почему и разработки, какими бы инновационными они ни были, всегда отвечают потребностям банка. Это нам приходится приспосабливаться к банковскому рынку, а не наоборот, как было, если помните, в самом начале. Сегодня от IT-отрасли требуется высочайшая квалификация. И можно смело говорить, что в России она есть.

 

БДМ: Но вот сегодня о том же цифровом банке говорят в основном представители вашей отрасли. А банки раздумывают, за редким исключением. Как с этим быть?

Ситуация как раз объяснимая. Все банковские системы до сих пор были ориентированы на сотрудников банка — выработался определённый стереотип, своя психология. А для цифрового банка конечный пользователь — не банковский менеджер, а клиент. Не так просто с этим согласиться, если привык работать по-старому. Перестраиваться надо, а это сложно. Только вот IT-компаниям надо перестраиваться гораздо раньше, задолго до того, как спрос станет массовым.

Поэтому, скажем, когда «Платформа FXL» у нас только проектировалась, в неё сразу же была заложена ориентация на клиента. И соответственно, высокие скорости и высокая производительность, позволяющие работать с очень большими объёмами данных. Что касается нашего фронт-офиса, то не удержусь, чтобы немного не похвастаться, — это не только новая архитектура, не только очень сильное решение, но и (другого слова не подберу) очень приятное в эксплуатации.

Так что помочь банкам с цифровой трансформацией «ФлексСофт» уже готов, «Платформа FXL»— это система нового технологического поколения, рассчитанная именно на развитие бизнеса. И это (если вернуться к началу разговора) именно потому, что мы не сидели, сложа руки, в ожидании лучших времён, а активно работали — и вырвались вперёд.

 

БДМ: Вот вы говорите о высокой производительности, о bigdata, но ведь среди наших банков преобладают организации среднего и небольшого размера. Знаю, что есть такие и среди клиентов «ФлексСофт». Им-то что вы предлагаете?

Как правило, то, что им нужно. Есть комплексные решения, автоматизирующие процессы от и до. Есть варианты, когда мы поставляем ядро системы, фронт-офис и самые остро необходимые приложения. Со временем банк может дополнять систему, собирая её «по кубикам».

Конечно, в совсем маленьких банках с автоматизацией сложно — они пользуются каким-то минимальным IT-пакетом. Но без АБС и им не обойтись, без неё невозможно работать.

Собственно, даже не в актуальном размере банка дело, а в его стратегии. Вот для примера наш «свежий» клиент — Сибсоцбанк, где мывнедряем «Платформу FXL». Этот банкиграет ведущую роль в регионе, и перед стоят серьезные экономические и социальные задачи. Поэтому его стратегия — стратегия развития, и в соответствии с этим намерением и реальными задачами банк решил поставить именно самую современную систему. На мой взгляд, совершенно верное решение.

 

БДМ: А вот идея IT-аутсорсинга, которую довольно давно продвигают на рынкенесколько сильных компаний, в том числе и ваша, — в чём её преимущества для малых банков?

Да они, можно сказать, на поверхности лежат. Конечно, в первую очередь — снижение издержек. И связанная с этим возможность «позволить себе» современную систему — возможно, даже, так сказать, на паях с несколькими другими банками той же размерной группы. Технологически эта проблема вполне решаема, вопрос только в том, что очень слабы горизонтальные связи на банковском рынке.

Между прочим, сама по себе идея аутсорсинга и не нова, и хорошо реализована не только за рубежом, но и в России в определённых сегментах рынка. Скажем, пластиковые карты есть у всех банков, а процессинговых центров — наперечёт, и никого не смущает, что процессинг отдаётся «на сторону». То же самое можно сказать и о дата-центрах: далеко не каждый банк может его создать, слишком дорого. Да и не нужна эта «самодеятельность» — гораздо разумнее использовать крупные дата-центры, способные взять на обслуживание много банков.

 

БДМ: Всё очень логично, но почему тогда банки с трудом воспринимают эту здравую идею?

Трудно сказать… Может быть, сказывается общее состояние неуверенности, какой-то неопределённости, трудно строить более или менее долгосрочные планы. Возможно, не всегда люди понимают степень защищённости своей информации — вот ведь и «облака» в банковской сфере с трудом пробивали себе дорогу. Думаю, отношение к аутсорсингу будет постепенно меняться, так как рыночные условия становятся всё более жёсткими и деньги сегодня приходится считать всем.

 

БДМ: В начале разговора вы сказали о том, как ускорились темпы развития IT-отрасли, — надолго ли хватит этого рывка?

А в том-то и дело, что это — не совсем рывок. Это грамотно построенный системный бег. Если продолжить спортивные сравнения, то новичок обычно не умеет рассчитать свои силы, не знает тактики бега — и быстро выдыхается. Та же скорость, которую сейчас показывает отрасль, основана на знании и опыте, это бег грамотный. Что касается того, надолго ли, — зависит прежде всего от рынка, потому что именно он задаёт темп.

 

Беседовала Людмила КОВАЛЕНКО

 

Сибирский проект компании «ФлексСофт»

 

Компания «ФлексСофт» приступила к комплексному внедрению своих решений в крупнейшей кредитной организации Алтайского края — ООО «Сибсоцбанк».

По результатам отбора, в процессе которого были рассмотрены предложения основных поставщиков банковского программного обеспечения, банком выбрано решение нового технологического поколения — «Платформа FXL».

По словам председателя правления СибсоцбанкаДмитрия ТЮНИНА, «при выборе программного обеспечения учитывалось множество факторов: функциональная наполненность модулей системы, масштабируемость, возможность гибкого и быстрого изменения бизнес-процессов в системе силами банка, удобство работы и широта бизнес-направлений и, конечно же, надёжность партнёра и его деловая репутация на рынке автоматизированных банковских систем. Выбранная «Платформа FXL» отвечает планам развития банка, нацеленным на решение стоящих перед нами масштабных стратегических задач по социальному и экономическому развитию региона, позволяет оптимизировать затраты на IТ, ускорить вывод на рынок новых продуктов, тем самым существенно повысить качество обслуживания и уровень удовлетворённости клиентов».

Генеральный директор компании «ФлексСофт» Аркадий ЛОБАС отметил: «Переход на новую «Платформу FXL» обеспечит бизнесу банка мощную IТ-поддержку и широкие возможности для дальнейшего развития бизнеса благодаря новейшим технологиям, используемым компанией «ФлексСофт» при разработке компонентов системы. Специалисты компании проведут внедрение и миграцию данных банка из существующей АБС в установленные сроки, а сотрудники департамента технической поддержки обеспечат банку первоклассное сопровождение».