Стр. 32 - BDM_2010-04

Упрощенная HTML-версия

Н
есмотря на порожден-
ные кризисом финансово-
экономические трудности,
ведущие страны мира активизируют
инновационную политику. Принятые в
2009 году в США, странах ЕС и Китае
долгосрочные бюджетные программы
свидетельствуют о высоком приоритете
инновационной политики — не только
как области активных антикризисных
мероприятий, но и как фактора долго-
срочного стратегического планирования,
структурной политики. Развитые страны
готовятся перейти уже на шестой техно-
логический уровень. К сожалению, Рос-
сия остается второстепенной на мировом
рынке высокотехнологичной продук-
ции, оставаясь в основном на третьем-
четвертом уровне.
Отсюда первый вывод. Модерни-
зация должна стать на данном этапе
главным направлением экономиче-
ской политики стран СНГ — если мы
не собираемся постепенно отступать
на обочину истории. Другой вывод
заключается в том, что решать задачу
модернизации предпочтительнее на
интеграционном поле. Вот эти два вы-
вода, как мне кажется, сейчас чрезвы-
чайно важны для нашего Содружества.
И в решении этих модернизационных
научно-технологических вопросов на
интеграционном поле полезно присмо-
треться к практике ЕС.
Основным инструментом Европей-
ского Союза по поддержке научных ис-
следований и разработок являются ра-
мочные программы. Сейчас реализуется
уже седьмая такая программа, предусма-
тривающая формирование европейского
научного пространства. На этом общем
пространстве будут беспрепятственно
циркулировать научные кадры, знания
и технологии. В его рамках будет про-
исходить согласование национальных и
региональных исследовательских про-
грамм и политик, координация инициа-
тив, реализуемых и финансируемых на
уровне Европейского Союза. Бюджет
программы — более €50 млрд. Создание
единого научного пространства ЕС будет
завершено в 2013 году.
В 2009 году Европейская комиссия вы-
ступила также с инициативой развития
странами ЕС нанотехнологий, микро- и
наноэлектроники, биотехнологий, техно-
логий новых материалов и других клю-
чевых направлений. Примечательно, что
для их развития одновременно разраба-
тывается план создания благоприятной
инновационной среды уже непосред-
ственно в промышленности.
Такая схема действий весьма поучи-
тельна. Известно, что и страны СНГ об-
ладают серьезным научно-техническим
потенциалом. Однако основными про-
блемами — как в России, так и в дру-
гих странах Содружества — остаются
низкий уровень инвестиций в эту сфе-
ру, крайне ограниченные возможности
коммерциализации инноваций и низ-
кие зарплаты ученых, что способствует
«утечке мозгов».
Основы для объединения усилий
стран Содружества на направлении ин-
новационного развития уже имеются.
Принято решение о разработке межгосу-
дарственной целевой программы инно-
вационного сотрудничества. Готовится
совместная инициатива государств —
участников СНГ по стратегии развития
нанотехнологий на базе российского
научного центра «Курчатовский инсти-
тут». Создан межгосударственный совет
в научно-технической и инновационной
сфере. Однако пока нет четкого механиз-
ма реализации всех этих решений.
Для максимального сокращения пути
от генерации знаний до успешного вне-
дрения инноваций странам Содружества
уже сегодня необходимо нацелиться на
решение ряда конкретных задач, которые
я разделил бы на две группы.
С середины лета прошлого года появились первые признаки выздо-
ровления мировой экономики. Но переход к посткризисному перио-
ду — не просто возвращение к предкризисной экономической моде-
ли. История показывает, что выход из циклических кризисов тесно
связан с переходом на новый уровень технико-технологического раз-
вития. Выдающийся русский ученый и экономист Николай Кондратьев
еще в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого столетия выдвинул
теорию длинных волн, согласно которой мировая экономика развива-
ется циклами в 40–50 лет, причем эти циклы состоят из восходящей
и нисходящей волн. И при переходе на каждый новый цикл человече-
ство переходит на новый технико-технологический уклад.
К новому технологическому укладу
32
Банки и деловой мир
апрель 2010
Без границ