Стр. 33 - BDM_2010-04

Упрощенная HTML-версия

Первая — меры, которые следует
предпринять на национальном уров-
не каждой из стран. Среди таких мер
особое значение имеет стимулирова-
ние инновационных предприятий. Мы
часто задумываемся: почему на Западе
гораздо больше вкладывается в НИОКР
и почему инновационный процесс идет
быстрее, чем у нас? Да потому, что наши
предприятия частного сектора не заинте-
ресованы в инновационном развитии —
нет нормальной конкуренции. Именно
конкуренция подталкивает к инноваци-
онному развитию, без этого невозможно
обеспечить прибыль. А у нас прибыль
обеспечивается совершенно иными усло-
виями. Поэтому нужна государственная
активность, чтобы стимулировать про-
цесс движения в сторону инноваций
нашего частного предпринимательства:
дифференцированное снижение нало-
гов, предоставление налоговых каникул,
субсидирование ставок на кредиты для
приобретения новых технологий, па-
тентов, лицензий и современного обо-
рудования. В условиях кризиса такие
решения принимать сложно, но делать
это необходимо. Одна из важнейших за-
дач— вовлечение в эти процессы малого
и среднего бизнеса. В России, к примеру,
инновационно активных компаний —
около 10%, во многих странах
СНГ и того меньше, а в стра-
нах дальнего зарубежья —
больше ­половины.
Другая группа мер должна
осуществляться, очевидно,
на интеграционном уровне.
И прежде всего необходима
четкая правовая база инно-
вационной деятельности.
Для этого нужно разработать
и законодательно утвердить
единый глоссарий инноваци-
онных понятий и терминов,
унифицировать механизмы
и инструменты инновацион-
ной деятельности. И вести
дело к созданию единого ин-
новационного центра СНГ.
Для этого нужно определить
национальные организации,
ответственные за создание та-
кого центра, и организовать
их взаимодействие в рамках общего про-
странства Содружества. Цель — созда-
ние информационных банков данных,
обеспечение трансферта технологий.
Возможно, в конечном счете, по опыту
Европы и Америки, мы создадим супер-
маркет технологий СНГ. Во всяком слу-
чае, к этому нужно идти.
Я бы выделил три темы для коллектив-
ного решения на инновационном поле
Содружества. Первая — разработка и
внедрение энерго- и ресурсосберегаю-
щих технологий, которые будут востре-
бованы и конкурентоспособны не только
на нашем рынке, но и на мировом.
Вторая — подготовка кадров. Круп-
нейшие иностранные корпорации тра-
тят миллиарды именно на подготовку ка-
дров. Причем за рубежом очень большое
значение придают внедрению не только
технологических, но и управленческих
инноваций. По мнению Еврокомиссии,
управленческие инновации становятся
одним из основных факторов повыше-
ния конкурентоспособности на мировом
рынке.
Третья тема связана с интеллектуаль-
ной собственностью, которая в странах
СНГ практически не введена в хозяй-
ственный оборот. А в мире она состав-
ляет от 40 до 70% стоимости товара.
Важно использовать этот потенциал
и развивать его.
К примеру, в России около года назад
был принят закон, разрешающий созда-
ние при вузах и научных учреждениях
малых предприятий. Причем их устав-
ный капитал может формироваться и
за счет прав на интеллектуальную соб-
ственность. Пока этот процесс развива-
ется не так быстро, как хотелось бы. Ме-
шает отсутствие норм реализации этого
закона. Но главное—сделан важный шаг
к взаимодействию науки и производства
инноваций.
И еще об одном. Переход на иннова-
ционные рельсы не может не сопрово-
ждаться борьбой против коррупции,
рейдерства и других отрицательных
проявлений, мешающих экономическо-
му развитию. Стоит сказать и о необхо-
димости популяризации инновационной
деятельности, особенно среди молодежи,
через средства массовой информации.
Мы для этого можем использовать и те-
лекомпанию «Мир» в гораздо большей
степени, чем сегодня.
Торгово-промышленные палаты стран
СНГ могут выполнять роль одного из
локомотивов в деле перевода экономи-
ки на инновационные рельсы, действуя
не только на национальной основе, но и
на общем поле. Они способны помогать
формированию систем для экспертизы
инновационных проектов, их отбору и
оценке, сертификации инновационных
предприятий и их продукции для про-
движения на внутренний и зарубежный
рынки. Если говорить о механизме про-
движения инновационной продукции,
здесь вступают в действие такие функ-
ции палат, как конгрессно-выставочная
деятельность, обмен деловой информа-
цией и другие.
Жизнь требует перехода стран СНГ к
новому технологическому укладу. Объ-
единение усилий с этой целью создает
наилучшие условия для решения этой
жизненно важной задачи. Хочу особо
подчеркнуть, что создание общего ин-
новационного пространства — наряду
с общим таможенным полем — может
стать серьезной составляющей общего
экономического пространства Содру-
жества.
Евгений ПРИМАКОВ
Президент Торгово-промышленной палаты
­Российской Федерации
33
апрель 2010
Банки и деловой мир
Без границ